Портал Роскачество проверил маркетплейсы и составил рейтинг доверия
В него вошли всего две онлайн-площадки
В него вошли всего две онлайн-площадки
Роскачество и Росаккредитация запустили совместный проект «Рейтинг доверия к онлайн-площадкам». Реестр будет обновляться ежегодно.
Всего проанализировали 17 крупнейших универсальных маркетплейсов и онлайн-магазинов. На данный момент в реестр вошли 2 площадки, которые соответствуют всем необходимым параметрам:
Еще 3 площадки являются кандидатами – СберМегаМаркет, Wildberries и АлиЭкспресс. Эти платформы соответствуют ряду ключевых критериев и близки к получению статуса доверенных площадок.
«Уже сегодня эксперты отмечают, что на маркетплейсы приходится около 40% всего денежного объема заказов в сети «интернет». На площадках размещаются более 70% субъектов малого и среднего предпринимательства. В связи с высокой популярностью маркетплейсов растет важность недавно начатого проекта Роскачества и Росаккредитации, направленного на совершенствование механизмов взаимодействия с потребителями со стороны ведущих игроков онлайн-ритейла. Я говорю о создании реестра доверенных онлайн-площадок, которые соответствуют опережающим требованиям и особенно заботятся о своих покупателях».
В исследовании принимали участие Роскачество, Росаккредитация, Минпромторг России, АКИТ и крупнейшие маркетплейсы. Площадки оценивались по 5 группам критериев, влияющих на доверие покупателей.
Проверка продавцов. Площадки должны проверять безопасность и оригинальность продаваемых товаров, а также отсутствие контрафакта. Для этого у продавцов должны быть сертификаты и декларации соответствующего товара. Эксперты проверяли подключение площадок к сервису Росаккредитации, который позволяет проверять эту информацию автоматически.
Информирование о качестве товаров. Эксперты оценивали:
Базовая информационная безопасность. Эксперты проверили сертификаты безопасности маркетлейсов и использование платежного шлюза при проведении платежей. Этим критериям соответствуют все онлайн-площадки.
Работа с персональными данными. Онлайн-площадки собирают большое количество данных о пользователях, но не должны злоупотреблять передачей информации. Также маркетплейсы должны информировать пользователей обо всех аспектах работы с данными.
В рамках этой группы показателей киберюристы проанализировали политики конфиденциальности онлайн-площадок и оценили их по 15 критериям, среди которых информирование о целях, сроках и перечне персональных данных, передача данных третьим лицам и другие.
Открытость и доступность информации об онлайн-площадке. По этим критериям эксперты оценивали:
«По итогам совместной работы Роскачества и Росаккредитации были определены доверенные площадки для совершения онлайн-покупок, которые действительно заботятся о своих покупателях: проверяют сертификаты и декларации соответствия на реализуемые товары, информируют покупателей о результатах веерных исследований товаров, проводимых Роскачеством, предоставляют безопасные технологичные сервисы, не ущемляют права потребителей, в том числе в отношении их персональных данных. Этим площадкам потребители могут доверять. Важно, что сформированный реестр будет пополняться, чтобы охватить всех онлайн-ритейлеров в нашей стране».