Московские правила регулирования электросамокатов хотят сделать федеральными
СПЧ предлагает ускорить принятие поправок в ПДД и разработку ГОСТа, основанного на московском проекте
СПЧ предлагает ускорить принятие поправок в ПДД и разработку ГОСТа, основанного на московском проекте
Президентский Совет по правам человека (СПЧ) направит в правительство запрос с просьбой ускорить принятие проекта поправок в ПДД и разработку ГОСТа для средств индивидуальной мобильности (СИМ). К ним относят электросамокаты, моноколёса и гироскутеры.
27 июня комиссия СПЧ по гражданскому участию в развитии правоохранительной системы обсудила этот вопрос с представителями МВД и московского дептранса.
В июне 2022 года человек на электросамокате юридически считается пешеходом. В прошлом году Минтранс и ГИБДД подготовили проект поправок в ПДД, в котором предложили ввести отдельную категорию СИМов. Его не приняли, так как для этого потребовалось бы полностью переиздать ПДД.
По словам начальника Научного центра безопасности дорожного движения МВД Дмитрия Митрошина, сейчас правительство ищет альтернативный способ регламентировать использование СИМов. Уже существующий проект поправок в ПДД предлагает ограничить их скорость до 25 км/ч.
«Проблема его принятия исключительно бюрократического характера: ПДД попали под механизм регуляторной гильотины и внесение поправок в них возможно только путем переиздания ПДД целиком, а это процесс не быстрый и не простой».
В то же время принятие поправок в ПДД затруднил конфликт ведомств. В октябре 2021 года стало известно, что Министерство внутренних дел и Министерство транспорта не могут договориться с Министерством юстиции о судьбе правил дорожного движения. Вице-премьер Марат Хуснуллин поручил ведомствам решить, стоил ли писать новые правила, или достаточно внести поправки.
По оценке Минюста, вносить изменения в ПДД больше нельзя, так как — это противоречит принципам «регуляторной гильотины». МВД совместно с Минтрансом, в свою очередь, предложили принять давно подготовленных блок срочных изменений, без которого создается опасность безопасности граждан.
Под регуляторной гильотиной ведомства имеют в виду перечень нормативных актов, которые решением правительства нельзя править, а только переиздавать. К нему относится и ПДД, которые Минтранс и МВД хотят из списка исключить, разрешив внести уже подготовленные поправки до 1 декабря 2022 года.
Минтранс и МВД считают, что поправки к правилам нужно принимать как можно быстрее, а полным переизданием правил можно заняться не раньше декабря 2022 года. Минюст выступает против исключения ПДД из перечня нормативных актов, которые можно только переиздавать. По его оценке, предложение Минстранса и МВД не соответствует нормам «гильотины»
Мэрия Москвы разработала проект ГОСТа, который позже передала для адаптации к федеральному законодательству в Минпромторг. Он предлагает не только запретить разгоняться на СИМах более 25 км/ч, но и обязать производителей устанавливать такой ограничитель по умолчанию. К нему также хотят добавить функцию автоматического снижения скорости в парках и систему спутникового слежения.
Подобные нормы уже внедряют кикшеринговые сервисы, но они не распространяются на частных владельцев электросамокатов. По словам Митрошина, на арендованные СИМы приходится только одна десятая часть ДТП, то есть быстрая и неаккуратная езда скорее характерна не для сервисов аренды. Разрабатываемый проект ГОСТа начальник Научного центра безопасности дорожного движения МВД назвал сырым, но выразил надежду, что в скором времени его доработают.
Проект также предлагает обязать владельцев СИМов спешиваться перед пешеходным переходом, как это делают велосипедисты. Для нарушителей этого правила могут ввести штраф в размере 800 рублей.
По данным МВД, в 2021 году в ДТП с участием СИМов погибло 20 человек, в то время как в прошлом году эта цифра составила всего семь. Всего было зафиксировано 672 ДТП, 704 человека были ранены и получили травмы. Митрошин отмечает проблему ведения статистики: если аварии происходят в парках или других зонах не на улично-дорожной сети, они не учитываются ГИБДД.
По действующей редакции ПДД, прокатные самокаты весом 14-16 кг и мощностью от 300 до 350 ватт соответствуют мопеду. Но начальник Научного центра безопасности дорожного движения МВД выступает против приравнивания СИМов к мопедам и требования получать для них водительские права: он считает, что это приведёт лишь к росту травм из-за выхода на проезжую часть.
Руководитель проектов шеринга в дептрансе Москвы Магомед Колгаев отмечает, что в городе уже существует регулирование для сервисов аренды. На их основе и был создан проект ГОСТа. Скорость самокатов в Москве не превышает 25 км/ч, мощность двигателя ограничена значением 250 Вт и они снижают скорость до 15 км/ч в выделенных зонах.