Верховный суд РФ отнес электросамокаты к транспортным средствам. Что это значит?
Теперь они не пешеходы, и спрос с них строже
Теперь они не пешеходы, и спрос с них строже
Недавно в Верховный суд был подан иск, в котором пытались оспорить Правила дорожного движения. Речь шла о том, чтобы электросамокаты не относились к категории транспортных средств. По логике истца, к ним должны относится только средства передвижения, на которые надо получать права.
Представитель Генпрокуратуры в ответ заявил, что полного списка транспортных средств нет и быть не может, но по ряду признаков то или иное средство передвижения можно отнести к транспортным средствам. В случае с электросамокатом это можно сделать из-за наличия двигателя и высокой скорости передвижения.
Суд встал на сторону прокуратуры, и счел, что электросамокат по ряду признаков, а также из-за высокой потенциальной опасности для окружающих на дороге является транспортным средством. Соответственно, водитель электросамоката должен соблюдать правила ПДД, как и остальные. Также его могут привлечь к административной ответственности.
Суд, принимая решение по данному делу, может оперировать только теми категориями, которые есть в существующем законодательстве. В нем пока, к сожалению, нет понятия средства индивидуальной мобильности (СИМ), куда нужно отнести и электросамокаты. Поэтому суду приходится выбирать из двух существующих категорий: пешеход, к которой сейчас де-юре относятся электросамокаты, и транспортное средство.
Давайте будем честными - электросамокат де-факто является транспортным средством. Пешеход не может двигаться со скоростью 25 км/ч. Поэтому, на мой взгляд, суд вынес абсолютно логичное решение. Отнести самокат к категории пешеходов, учитывая его мощность и скорость, все-таки проблематично.
Как только в ПДД внесут изменения и в них появится категория СИМ, судебные решения будут опираться на четкую юридическую базу. В таком случае проблем с определением категории для электросамокатов не будет. Но пока имеем то, что имеем.
Из судебных материалов следует, что не все самокаты будут относиться к категории транспортных средств.
В последнее время участились случаи использования лицами для передвижения электросамокатов, технические характеристики которых находятся в пределах пороговых значений, установленных Правилами для мопеда или мотоцикла, являющихся мототранспортными средствами категории «L», не имеющих функции автоматического отключения на скорости более 25 км/ч.
Конструктивные и технические особенности таких электросамокатов предопределяют высокую степень опасности причинения вреда жизни и здоровью граждан, причем как использующим такие электросамокаты, так и неопределенному кругу лиц.
В большинстве сервисов кикшеринга у самокатов есть ограничение скорости 25 или 20 км/ч, поэтому к ним решение суда может и не относится.
В компании Urent рассказали, что принятое решение скорее всего не затронет арендные самокаты. Их мощность не превышает 250 Вт, что значительно ниже требований для мопедов. Также скорость самокатов конструктивно ограничена 25 км/ч.
Судя по комментариям в СМИ, решение Верховного суда РФ касается конкретного устройства, которое по результатам экспертизы имеет более высокую скорость и мощность, чем действующая на самокатах Юрент. Подробнее прокомментировать само решение можно будет только после его публикации, когда мы с ним ознакомимся.
У компании Whoosh схожая позиция. Помимо этого есть еще факторы, отмечают в сервисе. Например, для того, чтобы самокат поехал, необходимо оттолкнуться ногой, то есть использовать мускульную силу. Это может отнести самокат к категории велосипедов. Плюс, у велосипеда может быть электродвигатель мощностью не более 0,25 кВт (250 Вт). Поэтому Whoosh рекомендует пользователям ориентироваться на правила движения именно для велосипедистов.
На данный момент точно сказать, как это решение Верховного суда отразится на работе сервиса Whoosh не представляется возможным, дождемся публикации полной его версии, однако существенного влияния на нашу работу не ожидаем. Надеемся, что позиция суда даст больше порядка в области регулирования электросамокатов и ускорит принятие поправок в действующее ПДД, которые определят статус разных видов электросамокатов.
В дальнейшем будут приниматься уточнения, и критерии оценки самокатов будут более конкретными. Пока решение суда не в ступило в силу и может быть обжаловано.
Мы подробно разбирали готовящиеся поправки в ПДД, касающиеся электросамокатов и других средств индивидуальной мобильности. Законопроект все еще не принят, поэтому статус электросамокатов и подобных средств передвижения до сих пор до конца не ясен.