Шеринг самокатов Whoosh привлек более 1,9 млрд рублей инвестиций
Инвесторами стали ЗПИФ «ВТБ Капитал Инвестиции» и структуры ПАО «Банк Открытие».
Инвесторами стали ЗПИФ «ВТБ Капитал Инвестиции» и структуры ПАО «Банк Открытие».
Whoosh — это российский технологический стартап, разрабатывающий собственную платформу микромобильности. В 2019 году компания запустила в Москве сервис поминутной аренды электросамокатов через приложение. На сегодняшний день компания присутствует в 13 городах России.
Согласно данным из ЕГРЮЛ, в конце января 2021 года в компании ООО «Вуш» произошла смена структуры долей. К числу акционеров добавился закрытый паевой инвестиционный комбинированный фонд «ВТБ Капитал Pre-IPO фонд».
Новый акционер Whoosh, согласно данным на официальном сайте, — это фонд, инвестирующий средства в успешные технологические быстрорастущие компании с планами по выходу на IPO или привлечению стратегического инвестора в ближайшие 2-4 года. Фонд был создан в 2019 году, стоимость его чистых активов на сегодняшний день составляет 4 миллиарда рублей. В ближайшие 2 года планируется провести еще 2-3 дополнительные эмиссии. Фонд зарегистрирован с общим сроком жизни восемь лет, а максимальный размер фонда может составить до 10 миллиардов рублей.
Текущая структура долей Whoosh выглядит так:
По сравнению с концом ноября 2020 года, доли всех акционеров, кроме IP Growth Fund SPC снизились, фонд же увеличил свою долю на 9,55%. Контрольный пакет акций сохранил Дмитрий Чуйко.
«Данный проект интересен для нас, так как использует передовые технологии и разрабатывает их самостоятельно. На наш взгляд, такой подход уже обеспечивает компании лидерские позиции на быстрорастущем российском рынке, а также выгодно отличает ее по показателям эффективности от европейских и американских аналогов. Это очень качественный проект в очень горячей и востребованной инвесторами отрасли»
По словам Андрея Азарова, сооснователя и инвестора кикшеринга Urent, банки сегодня активно занимаются строительством экосистем. У ВТБ уже есть велосипеды, теперь добавятся и самокаты. Интерес банков к рынку станет серьезным драйвером роста:
«Рынок будет расти в десятки раз в следующие 5 лет. Urent планирует поставить до 60 тысяч самокатов в этом сезоне.
Чтобы рынок стал массовым, цены должны снизиться. Небольшим игрокам сложнее всего, поэтому в 2021 будет частичная консолидация рынка».
Еще одним инвестором Whoosh стала Дочерняя компания банка «Открытие» — «Открытие Капитал», реализующая инвестиционные проекты совместно с лидирующими и перспективными российскими компаниями.
«Мы очень рады сотрудничеству и рады инвестировать в динамично развивающуюся и технологическую компанию с профессиональной командой, которая улучшает качество жизни большого города, и желаем им больших успехов»
За счет привлеченных средств Whoosh планирует в 2021 году увеличить парк электросамокатов в городах присутствия и запустить сервис в новых городах. Часть инвестиций позволит закупить суперсовременные электросамокаты, установить на них собственное оборудование и запустить их в работу. По словам представителя Whoosh, в сезоне 2021 года у компании будет более чем 35 000 самокатов. Ожидается и рост числа пользователей: с 2 млн до не менее чем 6 млн.
Кроме того, средства пойдут на совершенствование систем собственной шеринговой платформы, IoT-модуля и других ИТ-продуктов.
«На этом этапе развития компании очень важно и ценно иметь надежных партнеров для дальнейшего роста и масштабирования. Мы рады нашим новым партнерам, очень ценно, что они разделяют нашу страсть построить новое будущее для городов где есть больше мобильности, свободы и экологичности.
В условиях того, что кикшеринг — операционный бизнес, привлеченные средства помогут нам масштабировать операции, увеличить качество покрытия городов, и продолжить наращивать преимущество собственных продуктовых разработок как в области программных продуктов, так и в части аппаратного обеспечения и IoT»
По мнению представителя кикшеринга lite, такие инвестиции ожесточат борьбу на рынке, при этом давая сильную фору одному игроку. При этом lite считает приоритетом в конкуренции высокое качество сервиса:
«Мы хотим сохранить и увеличить доходность проекта, при этом не потеряв заданного качества сервиса. Это наши основные задачи, и для их реализации мы будем предпринимать необходимые шаги, в том числе, и увеличение парка наших самокатов».
Напомним, кикшеринг Whoosh представлен в 13 городах России (Москва, Петербург, Сочи, Краснодар, Новосибирск и Новосибирский академгородок, Екатеринбург, Тюмень, Уфа, Воронеж, Казань, Тула, Ижевск). Изначально проект развивался на деньги ангельских инвесторов, вложивших в Whoosh на старте около 1 миллиона долларов.
В парке Whoosh — три модели самостоятельно кастомизированных самокатов. Они разгоняются до 25 км/ч, а одного заряда батареи хватает на 30 километров.
За 2020 год пользователи Whoosh проехали более 17 миллионов километров, на порядок увеличив показатели с 2019 года. Число пользователей сервиса приблизилось к 2 миллионам человек. Более чем в 65% случаев клиенты использовали самокаты в транспортных целях.