Наш канал в Телеграм
Новости  6.11.20   15:40 1.5K

Операторы каршеринга выступили против отдельного закона о регулировании их деятельности

Эта мера избыточна, считают они.

Руководители Яндекс.Драйва, YouDrive и BelkaCar направили коллективное письмо председателю Госдумы Вячеславу Володину, выступив против разработки отдельного закона о регулировании их деятельности.

Ранее члены думского комитета по транспорту заявили о планах разработать законопроект, который бы на федеральном уровне ввел запрет на пользование машинами каршеринга для водителей, грубо нарушающих ПДД, и запрет передавать право управлять автомобилем посторонним лицам.

Отдельно Институт развития правового общества (ИРПО) в письме в Минтранс в сентябре предложил ввести ответственность компаний за неисправность автомобилей и прописать в договоре между арендодателем и арендатором порядок обязательного обследования ТС.

В качестве причин появления подобного законопроекта называют развязное поведение водителей каршеринга на дорогах, что повышает угрозу аварийности. К негативному фактору относят и внезапно возникающие неисправности арендного автомобиля.

Что говорят участники рынка

«Отдельное регулирование каршеринга или избирательные обязательства, которые не будут применяться в отношении всех остальных участников рынка аренды транспортных средств или участников дорожного движения, не являются эффективным решением существующих проблем».

Из письма компаний

Такое регулирование может негативно сказаться на отрасли и вызвать отток клиентов. Кроме того, возникновение подобного закона поставит каршеринг в неравное положение с остальными участниками рынка — автопроизводителями или прокатными компаниями.

«Каршеринг представляет собой услугу предоставления в аренду транспортного средства без экипажа. Такая услуга регулируется ст. 642–644 Гражданского кодекса РФ. В частности, данными статьями урегулированы правоотношения по вопросам сдачи транспортных средств в прокат. Поэтому нет оснований для разработки отдельного федерального закона, направленного на регулирование каршеринга».

Представитель Минтранса

Операторы считают, что новые требования будут регулироваться в том числе при помощи запроса дополнительных документов при допуске за руль, и это приведет к оттоку клиентов:

«Пользователи получают водительское удостоверение на общих основаниях от государства. Операторы, как представители бизнеса, не имеют права проверять и верифицировать справки и документы, за исключением проверки действительности удостоверений и/или паспорта гражданина.»

Что касается исправности автомобилей, то они находятся на официальной гарантии производителя и проходят регулярное ТО. Автомобили застрахованы по каско и оснащены телематикой, которая своевременно сообщает о необходимости провести ремонт.

С мнением представителей каршеринга не согласен координатор движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов. Он считает, что автомобили каршеринга должны проходить ТО чаще, чем заявлено производителем. Регулирование отрасли нужно, но на уровне всего сегмента проката автомобилей, отмечает Шкуматов:

«Возможны два сценария – или создание федерального закона о прокате автомобилей как операторами каршеринга, так и автобрендами и классическими операторами проката с определением зон ответственности, штрафов, типовых условий работы. А второй вариант – это определить регулятора для отрасли».

Издатель Трушеринга Юра Николаев считает, что регулирование отрасли должно быть минимальным:

«Нужно законодательно закрепить возможность сотрудникам ГИБДД проверять аккаунты пользователей, т. е. соотносить паспортные данные водителя с данными аккаунта, чтобы исключить подставных лиц за рулем. Эта проверка и сейчас работает, но без законодательного подкрепления. Иногда пользователи встают в позу и не хотят показывать данные аккаунта».

Что касается возраста автомобилей, то было бы целесообразно прописать требования к возрасту машины — сейчас ограничения есть только в Москве в рамках программы «Народный каршеринг», считает эксперт.

«Обновление парка и поддержка состояния ТС с коммерческой точки зрения выгодны каршерингу. Если у автомобиля есть скрытые повреждения, которые влияют на аварийность, это чревато негативной репутацией, судебными издержками и испорченными машинами. Страховые компании повышают тариф по таким паркам, а пока машина стоит в ремонте, компания продолжает выплачивать за нее лизинговые платежи, что, конечно, обременительно».

Юра Николаев, издатель Трушеринга
Источник: "Ведомости"
Правила сообщества
  • будьте вежливы, уважайте участников;
  • старайтесь оставлять информативные, полезные и интересные комментарии;
  • соблюдайте действующее законодательство;
  • мы не приветствуем размещение промокодов и рекламы;
  • вы тоже можете стать автором или участником проекта и продвигать свои промокоды;