Бюджет или комфорт? Всё и сразу!
Как совместить несовместимое? Каршеровод Павел Орос считает, что это проще, чем кажется, и анализирует сценарии, в которых нужно выбирать между каршерингом и общественным транспортом или эффективно совмещать их.
Как совместить несовместимое? Каршеровод Павел Орос считает, что это проще, чем кажется, и анализирует сценарии, в которых нужно выбирать между каршерингом и общественным транспортом или эффективно совмещать их.
Насладиться комфортом или сэкономить? Доехать быстро или все же дешево? Еду на ужин выбрать вкусную или полезную? Выбрать работу по душе или ту, что приносит деньги? Делать рекламу честную или продающую? Жить разумом или чувствами? Влюбиться в человека порядочного или красивого? Культура приучает нас видеть многие вещи в жизни в ложном черно-белом свете. Создавая искусственные противоречия, нас заставляют мыслить стереотипами и упускать существующие возможности.
Способность одновременно удерживать в голове и практиковать конкурирующие идеи — признак развитого интеллекта. Для нас, каршероводов, такая способность однозначно ценна. Давайте посмотрим за рамки стереотипов и изменим саму постановку вопроса. Попробуем превратить “или, или” во “всё и сразу” без ущерба для кого-либо.
За последние несколько лет транспортная инфрастуктура в Москве получила огромное развитие. По сравнению с временем десять лет назад, когда ваш покорный слуга получил права и стал использовать автомобиль как основное средство транспорта, сегодня мы имеем большое количество вариантов перемещения из точки А в точку Б, даже когда личная машина стоит под окном. Новые автобусные маршруты, растущее метро, МЦК, демпингующее такси и, конечно, каршеринг. У каждого варианта есть свои плюсы и минусы. Мои друзья-автомобилисты спрашивали меня, зачем я стал регистрироваться в операторах каршеринга, несмотря на наличие личного автомобиля. “Неужели ты будешь действительно этим пользоваться? Это же так невыгодно! Цена ненамного дешевле такси, но ты еще и несешь ответственность за машину!”
Как и для многих в нашем сообществе каршероводов, мой ответ на вопрос о выборе вида транспорта такой: “Смотрю по ситуации”. Реально, я каждый раз анализирую, взвешиваю время/деньги/комфорт и выбираю оптимальный вариант. Это расчет и ничего личного. Моя собственная машина — не жена, чтобы быть ей все время верным. А автобус — не дедушка, которого нужно всегда уважать. Как в работе, так и в повседневной жизни поиск эффективных решений — это увлекательная игра для меня. В случае с транспортом в Москве она к тому же еще и выгодная, причем, как показывает практика, не в ущерб комфорту.
Если не брать в расчет личный авто, который не у всех из нас есть, при планировании поездок в Москве мы можем рассчитывать на прогулки пешком, велосипеды, общественный транспорт, каршеринг и такси. Про такси в этой статье говорить не буду — это не вид транспорта для каждодневного использования. Велосипеды и прогулки пешком — это здорово и приятно летом и на небольшие дистанции, но, когда в середине января нужно добраться из Отрадного в аэропорт Домодедово на очередную рабочую встречу, такой вариант малореалистичен (разве что на спор).
Остается общественный транспорт и каршеринг. Подчеркну, не “или/или”, а оба и сразу. Если эффективно и гибко ими пользоваться, можно совместить, на первый взгляд, несовместимое — бюджетность и комфорт.
Посмотрим в лицо стереотипам. Маршрутный транспорт и метро интуитивно ассоциируются с бюджетностью и дискомфортом, а машина, будь то личная или арендованная, с комфортом и небюджетностью. Но всегда ли это так? В постоянно меняющемся ритме жизни мегаполиса ситуация сложнее, и очень многое зависит от сценария, географии и времени поездки. Приведу конкретные примеры.
В будний день, закончив работу в 18:30, вы хотите доехать из офиса в Хамовниках домой в Теплый Стан. Время самое что ни на есть пробочное. На общественном транспорте поездка займет 1 час 10 минут (автобус + МЦК + метро) и будет стоить 56 рублей. На автомобиле, согласно Яндекс.Навигатору, придется ехать 1 час 5 минут. Среди каршерингов с большим парком минимальный тариф в это время — 7 рублей в минуту. Таким образом, поездка выйдет минимум в 455 рублей. Время по сравнению с метро почти одно и то же, а разница в стоимости — почти в восемь раз.
Теперь сравним комфорт. Выбор стоит между тем, чтобы ехать в хорошо заполненном вагоне, и тем, чтобы на машине ползти по пробкам. Вечером основной поток и на земле, и под землей направляется из центра города на периферию. Не знаю, как для вас, но для меня после тяжелого рабочего дня толкаться в забитом трафике почти всю дорогу – та еще пытка. За 10 лет за рулем в Москве моя толерантность к пробкам значительно уменьшилась, чего не сказать о самих пробках. Если говорить о комфорте, выбор между метро и машиной в таком сценарии подобен вопросу бармена в знаменитом американском комиксе: “Какой соус к сэндвичу с г*вном вы предпочитаете?” Уровень комфорта поездки в обоих случаях сомнительный, хотя на каршеринге он все же несколько выше. Но не в восемь раз, как цена.
Вывод: в таком сценарии целесообразнее выбрать общественный транспорт.
В будний день нужно доехать из дома в Ясенево на работу в Тропарево-Никулино. Маршрут пролегает поперек радиальных направлений, в основном по МКАДу, и бóльшая часть дороги свободна. На машине поездка займет 20 минут. Метро в этом направлении еще не построили и не планируют. На общественном транспорте понадобятся два автобуса с кучей остановок и пересадкой, итого 1 час 10 минут — более чем в три раза дольше по времени (и это при условии, что автобусы прибудут по расписанию). Мосгортранс попросит 56 рублей за два автобуса.
На каршеринге за 20 минут вы заплатите около 160 рублей, а если поездка происходит с утра, то Яндекс.Драйв довезет за 100 рублей, а Делимобиль или Anytime — вообще за 60. В аспекте комфорта очевидно: прямая поездка на машине по свободному МКАДу значительно удобнее двух десятков остановок на автобусах, медленно пробирающихся через улицы спальных районов. Итого: с каршерингом мы в огромном выигрыше по времени и комфорту, а бюджет отличается незначительно.
Вывод: в таком случае логичнее выбрать каршеринг.
Пример №3 — самый интересный, потому что показывает, как можно выбрать комфорт и экономию одновременно. Это не выдумка, а реальный пример из моей жизни. С утра по выходным мне часто нужно бывать в Шереметьево и провожать улетающих клиентов-иностранцев. С учетом специфики моей работы пребывание в аэропорту в таких случаях длится два-три часа. Из Ясенево на собственной машине дорога в одну сторону достаточно комфортна, занимает 50 минут и обходится в 200-250 рублей за бензин, но гораздо больше стоит парковка в аэропорту — в зависимости от длительности выходит от 400 до 600 рублей по минимальному тарифу.
Пять лет назад единственной альтернативой было ехать на общественном транспорте — через всю Москву на метро, затем автобус с кучей остановок, итого минимум два с половиной часа дороги и неработоспособное состояние мозга по приезде. Аэроэкспресс обошелся бы в те же деньги, что и парковка собственной машины, а такси — в два раза дороже.
Сегодня, в 2018 году, есть каршеринг, и для меня это реальный гейм-чейнджер. Самый интересный результат получается при сочетании каршеринга с частичным использованием общественного транспорта на этом длинном маршруте. Из Ясенево на метро я за 20 минут доезжаю до МЦК, затем через 3 минуты пересадки оказываюсь в просторной, светлой, комфортной Ласточке. Дорога от Площади Гагарина до Балтийской занимает 25 минут. За время путешествия по рельсам, подключившись к Wi-Fi я успеваю сделать многое по работе, что за рулем было бы нереально. Затем около Балтийской я нахожу каршеринг и по бессветофорной Ленинградке, двигаясь свободно навстречу основному потоку, без превышения скоростного режима я буквально долетаю до Шереметьево за 20 минут. В который раз это заставляет меня думать, как прекрасна была бы Москва для автомобилиста, если бы нигде не было пробок.
Оставим лирику, вернемся к арифметике. Посчитаем время/деньги/комфорт при таком планировании поездки. Метро + МЦК дают около часа, дойти до каршеринга и осмотреть машину занимает минут десять, еще двадцать минут за рулем — итого полтора часа. Дольше, чем на своей машине, но все равно неплохо. Бюджет: 36 рублей по железной дороге и 60-160 рублей в зависимости от пойманного каршеринга (Делимобиль и Anytime самые выгодные с утра). Итого: укладываюсь в сумму меньше 200 рублей — бензин на моей машине обошелся бы дороже, но при этом за парковку в Шереметьево платить не нужно. Еще из полезного для нашего сообщества: я перегоняю машину из города туда, где каршеринг пользуется большим спросом среди прилетающих авиапассажиров, других пользователей каршеринга.
Что при этом с моим комфортом? Поездка в Ласточке и каршеринге занимают большую часть дороги — уровень комфорта и там, и там отличный.
Вывод: при подобных сценариях, совмещая общественный транспорт и каршеринг, можно остаться в плюсе как в деньгах, так и в комфорте, при этом получить приемлемый результат по времени.
Естественно, эти частные примеры не могут учесть всего многообразия транспортных потребностей, которые возникают в нашей жизни в условиях мегаполиса. Но они показывают общие принципы рационального использования разных видов транспорта в зависимости от ситуации. Выбор не происходит между взаимоисключающими, противоположными полюсами бюджетности метро и комфорта каршеринга. Выбор между метро, каршерингом или сочетанием обоих мы делаем в пространстве трех независимых измерений — времени, денег и комфорта. Находя оптимальную точку в этом пространстве, мы остаемся в выигрыше.
Можно следующим образом резюмировать мой опыт.
Выбор каршеринга предпочтителен при следующих условиях:
Выбор общественного транспорта оптимален, если:
Сочетание общественного транспорта и каршеринга рационально, когда:
При этом есть ситуации, в которых аргументы однозначны в пользу каршеринга. Например, когда мы едем из торгового центра с кучей покупок или отправляемся куда-то большой компанией, в которой принято скидываться поровну на общие расходы, — это выгодно для всех и похоже на практику карпулинга в Америке и Европе.
Общаясь с каршероводами, я часто вижу разделение людей на два противоборствующих «лагеря». Одни говорят: «У меня в приоритете комфорт, и я готов за него переплачивать. Всегда в первую очередь ищу BelkaBlack». Другие утверждают: «Однозначно важнее бюджетность. Каршеринг — это утилитарный сервис, а не роскошь. При поиске машины рядом в первую очередь смотрю оператора с самым выгодным тарифом». При таком споре от людей ускользает одна из главных идей каршеринга — эффективное и гибкое использование транспортных ресурсов в зависимости от ситуации. Этот принцип актуален как при выборе внутри расширяющегося рынка каршеринга, так и вне его.
Этот пост в первую очередь — приглашение к обсуждению. Какие факторы вы учитываете при выборе вида транспорта для своих поездок? Что для вас в приоритете и в каких сценариях? Противопоставляете ли вы комфорт экономии или стараетесь найти оптимальный баланс между ними и каким образом?
Промокоды автора, которые дадут бонусы вам и помогут сказать автору «спасибо» =)
Если вы хотите писать блоги, свяжитесь с нами по почте. Если вам нужна помощь с блогом, напишите Polly Volkova в нашем телеграм-чате.