Pool:start от YouDrive: Почему в каршеринге не должно быть б/у автомобилей
Каршеровод Артём Максунов изучил сложную историю одного автомобиля pool:start до его попадания в каршеринг и делится неутешительными открытиями.
Каршеровод Артём Максунов изучил сложную историю одного автомобиля pool:start до его попадания в каршеринг и делится неутешительными открытиями.
18 апреля, в середине дня, в Санкт-Петербурге в приложении YouDrive неожиданно появились пять загадочных Hyundai Solaris от странного оператора под названием «pool:start». На превью красуется Solaris второго поколения, ценник обозначен в 8 рублей за минуту использования. Новый кузов, адекватный ценник, прекрасная система учёта повреждений в приложении YouDrive. Вот она, радость неискушенного питерского каршеровода?
Увы, нет. Оперативный каршеркор Дмитрий выдвинулся к ближайшему Солярису с острым желанием протестировать новинку. На деле корейский седан оказался первого поколения, что весьма подкосило энтузиазм интересующихся каршероводов. YouDrive, кто у вас ответственен за превью в приложении? Solaris от pool:start изображен другого поколения, Nissan Almera от Car5, которая в РФ никогда не продавалась.
Внешний вид Соляриса напомнил матёрого уличного кота. Весь в ранах, порезах, царапинах. Вдобавок Дмитрий поделился своим недовольством по поводу состояния подвески, тормозов. Пробег у автомобиля был почти 92 тысячи километров. Первое знакомство можно назвать противоречивым.
Спустя два дня в 15 минутах от меня засветился другой новичок от pool:start. Под окном — Делимобиль, на котором я приехал пару минут назад. Как раз сравним с главным конкурентом! Фотоаппарат в одну руку, смартфон — в другую, едем тестировать.
Моё знакомство с новым оператором задалось не лучше. Автомобиль имеет множество повреждений, особенно впечатлил ржавый порог с правой стороны.
Сделав около пяти фотографий особо крупных повреждений, садимся в автомобиль. Документы закопаны в горе непонятной макулатуры. Изрядно порывшись, нашел документы. Комплектация бедная: отсутствуют задние электростеклоподъемники, нет кнопок на руле, магнитола нештатная (еще и нерабочая).
Включаем зажигание. Пробег — 87 000. Ну ладно, у Делимобиля тоже встречаются экземпляры с большим пробегом. Запускаем двигатель и отправляемся в путь. Сразу замечаю, что руль заметно тяжелее, нежели в Солярисе Делимобиля, у которого сравнимый пробег (80 000 км). Кто-то уже лазил в рулевую рейку? К ходовой части, тормозам претензий не имею, всё в полном порядке.
Вы могли заметить, что я акцентирую ваше внимание на том, что большинство поврежденных элементов находятся именно на правой части автомобиля. Что же случилось с автомобилем до попадания в каршеринг? Фотографирую VIN-номер и отправляюсь в интернет искать информацию о данном автомобиле.
Для того, чтобы прошлое автомобиля чуточку прояснить, я воспользовался бесплатной проверкой автомобиля по VIN-номеру на сайте ГИБДД.
По результатам проверки узнаем, что автомобиль оформлен на юридическое лицо с момента покупки.
Самое печальное впереди. Автомобиль побывал в двух ДТП. Первое, весьма серьезное, случилось спустя 3 месяца после покупки. Съезд с дороги в 4 утра в Новгородской области. Повреждена крыша, вся правая часть автомобиля.
В 2017 году автомобиль второй раз попадает в ДТП. К сожалению, подробности по данному происшествию отсутствуют.
Будем мыслить позитивно. Вдруг автомобиль просто сполз в кювет: поцарапал правый борт и крышу кустами, сломал зеркало. Косметические повреждения на ТТХ не влияют. Нас интересуют подробности.
Отправляемся на проверенный сайт «Автокод» для получения более детальной информации по автомобилю. Заказываем платный отчёт за 349 рублей (что не сделаешь ради хорошей статьи). Ждём пару минут – получаем полный отчёт. Открываем.
Нас интересует информация по ДТП. Автокод аналогично указывает наличие двух ДТП в истории автомобиля. Подробности есть только по поводу первого происшествия – съезда с дороги.
Смотрим расчёт страховых работ. Страховая компания оценила ущерб от дорожно-транспортного происшествия в 299 624 руб. Это явно не царапины от веток и не лёгкие вмятины на двери. ДТП достаточно серьезное.
Нас интересуют подробности. Открываем расчёт страховых работ. В отчёте вы можете самостоятельно ознакомиться со всеми 124 позициями. Я приведу лишь наиболее важные детали, с помощью которых можно будет приблизительно оценить степень повреждения автомобиля после ДТП.
Замена заднего крыла подразумевает сварной шов по днищу, порогу и стойке автомобиля. Жизненно важные элементы, которые напрямую отвечают за жесткость кузова и его поведение при ДТП.
Существует миф, что можно переварить элементы кузова по «заводским швам». Во-первых, на стойках сварных швов не существует. Боковая панель кузова – единая штампованная деталь на абсолютном большинстве автомобилей, в том числе на Hyundai Solaris. Во-вторых, точечную заводскую сварку вне завода изготовителя повторить невозможно.
Исходя из полученных повреждений и сопоставления с фотографиями других ДТП, предположу, что автомобиль на скорости вылетел с дороги в кювет. Происшествие случилось в 4 утра. Вероятно, водитель заснул за рулём. Вдобавок к Solaris первого поколения есть претензии к управляемости на высоких скоростях.
Была нарушена геометрия кузова, что подтверждает список необходимых работ в отчёте.
Сварной шов, проходящий через правую заднюю стойку, порог и пол в задней части автомобиля, позволяет с уверенностью сказать, что жесткость кузова нарушена. Как поведёт себя автомобиль при повторном ударе в заднюю правую часть автомобиля или при перевороте — неизвестно.
Вот такое «жизнерадостное» знакомство с первым представителем б/у сегмента в каршеринге. И самое интересное, что данный экземпляр оценивается в 8 рублей за минуту использования. На рубль дороже прямого конкурента Делимобиля, который закупает автомобили новыми.
Ключевая проблема покупки б/у автомобиля заключается в том, что достоверно узнать историю автомобиля невозможно. Можно лишь делать догадки по косвенным признакам. Этим и занимаются современные автоподборщики, разбирая половину автомобиля в поисках тщательно замаскированных признаков ремонта.
С данным экземпляром нам повезло, т. к. подробности одного из ДТП есть в открытом доступе. Если бы это происшествие произошло без оформления в ГИБДД, то мы бы, скорее всего, даже не узнали, что автомобиль был подвергнут серьезному кузовному ремонту. На данное мини-расследование меня подтолкнули лишь ярко выраженные повреждения именно правой части автомобиля, кривые зазоры и следы инструмента на болтах крепления крышки багажника. А что произошло с автомобилем после второго ДТП – неизвестно.
В каком сервисе восстанавливался автомобиль, соблюдались ли технологии ремонта, какие запасные части были использованы – этих фактов тоже никто не знает, кроме тех лиц, которые были ответственны за ремонт автомобиля. С одинаковой вероятностью автомобиль мог быть отремонтирован как у официального дилера, так и у «дяди Васи» в гараже. Учитывая состояние правого зеркала, декоративных элементов на крышке багажника, кривые зазоры, создается впечатление, что подбором качественных комплектующих никто не заморачивался. Если владелец данного автомобиля не удосужился даже «навести марафет» для создания благоприятного внешнего вида (привет, ржавый порог), то как обстоят дела вне нашего поля зрения? Можно ли быть уверенным, что в руле установлена подушка безопасности, а не дешевая обманка?
Так должны ли такие представители вторичного рынка присутствовать в автопарках каршеринговых компаний? На мой взгляд, однозначно нет. Неизвестная история автомобиля не позволяет делать однозначные выводы о безопасности конкретного автомобиля.
Автомобили должны покупаться новыми для исключения негативных факторов использования предыдущим собственником или крайне тщательно проверяться перед включением в список доступных для аренды автомобилей. Проверяться при этом государственной организацией, никак не заинтересованной в финансовом успехе оператора каршеринга.
Отдельно стоит отметить, что автомобиль, который эксплуатируется одним юридическим лицом на протяжении всего срока службы эксплуатации, имеет подлинно известную историю всех происшествий. Вариант, что оператор будет иметь в своём автопарке кота в мешке, исключён.
Вдобавок сам оператор вряд ли будет заниматься ремонтом автомобилей, попавших в серьезное ДТП. Это сфера интересов совсем других лиц. Оператору проще списать автомобиль после происшествия.
Почему оператор, эксплуатирующий б/у автомобили, появился именно в Санкт-Петербурге? Потому что в городе на Неве не существует прямых или косвенных требований к возрасту автомобилей. В Москве автомобиль, использующийся в каршеринге, не может быть старше трёх лет. А льготы со стороны правительства Москвы получают автомобили, возраст которых не более года на момент подачи заявления о предоставления льготы. Иными словами, в подавляющем большинстве случаев только новый автомобиль получится зарегистрировать в «Московском каршеринге».
Таким образом, правительство Санкт-Петербурга своим бездействием в области каршеринга позволило создать поле для экспериментов операторов. Город большой, машин мало, каждая будет востребована, особых требований к транспорту не существует – почему бы не пустить ржавый восстановленный Солярис за 8 рублей в минуту? Пусть катается, выполняет свою главную задачу – приносит доход своему владельцу.
Считаю необходимым вмешательство города в сегмент каршеринга. У нас есть отличный позитивный пример – «Московский каршеринг». Без контроля со стороны государства «свободная рука рынка» вынудит нас передвигаться на подобных максимально дешевых для инвестора автомобилях. Зачем партнёру YouDrive платить в два раза больше за новый автомобиль, если он приносит соизмеримый доход?
В чем разница между собственным автомобилем и каршеринговым?
В личном автомобиле человек, как правило, знает, когда в последний раз автомобиль был обслужен, какие у него болячки, какой ремонт был выполнен и когда. Иными словами, автовладелец осознает полную ответственность за свои действия с автомобилем. Если автовладелец во время восстановления автомобиля после ДТП вместо подушек безопасности устанавливает обманки, то он отдаёт себе отчёт, что в следующем ДТП пострадает в первую очередь он сам.
В каршеринге мы целиком и полностью доверяем оператору. Буквально доверяем свою жизнь автомобилю, который обслуживается силами оператора. Подержанный автомобиль с неизвестной историей никак не вписывается в мои рамки безопасного автомобиля. Нет никакой уверенности, что подобный автомобиль будет в состоянии защитить водителя и пассажиров при ДТП, которое может случиться и без вины арендатора.
Безопасность превыше всего. Автомобиль, в безопасности которого можно усомниться, не должен быть доступен для аренды даже по сниженной цене (тем более по 8 рублей в минуту).
Неизвестность истории большинства поддержанных автомобилей не позволяет сделать однозначный вывод об исправности и безопасности конкретного транспортного средства. Для эксплуатации в каршеринге автомобиль должен проходить крайне строгий контроль технического состояния со стороны государства или быть новым. Организовать детальную проверку технического состояния всех потенциальных каршеринговых автомобилей слишком сложно и дорого. Остается только один вариант – новые автомобили. Только в таком случае получится максимально снизить риски присутствия восстановленных после ДТП автомобилей у операторов.
А как вы считаете, должны ли использоваться подержанные автомобили в парках операторов? Предлагаю обсудить в комментариях.
Промокоды автора, которые дадут бонусы вам и помогут сказать автору «спасибо» =)
Если вы хотите писать блоги, свяжитесь с нами по почте. Если вам нужна помощь с блогом, напишите Polly Volkova в нашем телеграм-чате.