Лучший канал о каршеринге, более 9500 читателей!

Как это работает? Технологическое оснащение каршеринга

Дмитрий Иванов, руководитель исследований и подготовки к внедрению решений Connected Car в международной ИТ-компании, решил поделиться важными, но скрытыми от пользователей деталями по технологическим аспектам работы каршерингов.

Введение

Вы когда-нибудь задумывались о том, какие усилия надо приложить для запуска каршеринга и какими механизмами управляют сотрудники каршеринговых компаний ежедневно для вашего удобства и бесперебойной работы сервиса?

За кажущейся простотой «установил приложение – пользуешься автомобилем» стоит довольно сложный механизм, ставший реальным за счет современных технологий и слаженной работы многих людей.

Не секрет, что рынок каршеринга очень молод и пионеры рынка зачастую прокладывают дорогу методом проб и ошибок. Заранее спланировать и предусмотреть все возможные сценарии практически не представляется возможным, многое приходится делать с нуля. Даже если основные идеи можно подглядеть на западных рынках, адаптация их к российским реалиям требует определенных усилий.

В этом обзоре постараюсь осветить технологические составляющие работы каршеринговых компаний, вкратце для целостности картины упомянув некоторые другие процессы, имеющие место при запуске сервиса.

Общая подготовка к запуску

С чего начинается запуск компании каршеринга? Первым делом, конечно, надо обеспечить финансирование. Суммы исчисляются десятками и сотнями миллионов рублей. Финансирование распределяется на закупку автомобилей, их оснащение, страховку, внедрение операционной ИТ-платформы, найм штата сотрудников и т. д.

Одним из ключевых параметров, на который стоит ориентироваться при запуске, — количество автомобилей. Для обеспечения наибольшей доступности понятно, что автомобилей должно быть как можно больше.

Тут существуют некоторые ограничения: во-первых, финансовые; во-вторых, готовность технологической инфраструктуры к быстрому подключению большого количества автомобилей; в-третьих, даже при наличии необходимого капитала может оказаться, что автомобили в требуемом количестве отсутствуют у дилеров, а завод не готов в сжатые сроки увеличить производство. Такие ситуации, например, в данный момент с автомобилями Hyundai и Kia. Возможны варианты: запускаться с меньшим количеством авто или использовать различные модели и марки.

Если с запуском на небольшом количестве все понятно, то с различными марками посложнее: необходимо договариваться с несколькими дилерами/производителями, усложняется логистика, в дополнение увеличивается сложность оборудования автомобилей телематическими блоками – устройствами, которые обеспечивают удаленное управление и связь с автомобилем.

Оборудование автомобилей

Сложность с телематическими блоками заключается в том, что взаимодействие с автомобилями разных марок (а иногда и с разными моделями одной марки) сильно отличается.

Автопроизводители не делятся информацией о внутреннем устройстве цифровых систем машин, поэтому компаниям, занимающимся оснащением авто, приходится использовать метод реверс-инжиниринга – узнавать, как работают внутренности машины методом «подслушивания» сигналов в электропроводке. Вдобавок не всё взаимодействие с автомобилем осуществляется по цифровым шинам, где-то делается подключение для управления напрямую (например, к замку зажигания).

Соответственно, универсального способа подключения на все авто не существует, более того, многие телематические блоки подключаются к электропроводке на так называемых «скрутках» — это когда зачищается штатная изоляция и с оголенным проводом соединяется провод телематического блока, затем скрутка защищается изолентой. Некоторые компании производят специальные кабели для установки «разъем-разъем» или «pin2pin» для установки без скруток, что облегчает и ускоряет монтаж и понижает вероятность некачественной установки. Так как все процедуры выполняются без поддержки автопроизводителей, подготовка к подключению и отладка могут занимать длительное время.

Оснащение автомобиля

Технологические компоненты

Какие еще процессы ожидают оператора каршеринга после того, как он определился с марками и моделями автомобилей и обеспечил финансирование их закупки?

Для того, чтобы автомобиль было возможно эксплуатировать, безусловно, необходимо оформить страховку минимум ОСАГО и поставить на учет для получения гос. номера. Идет регистрация компании в гос. органах для получения официального статуса и возможности пользоваться городскими парковками по льготной цене.

Среди прочего параллельно осуществляется выбор и тестирование технологических решений.

В современном виде каршеринг стал возможным в первую очередь благодаря развитию технологий. Поэтому технологическая составляющая является неотъемлемым компонентом, о котором компании каршеринга заботятся с первых дней запуска проекта.

Укрупненно выделяются следующие элементы:

  • Телематическое устройство в автомобиле
  • Серверная (облачная) система – телематическая платформа
  • Мобильное приложение пользователя
  • Порталы для управления и мониторинга, CRM и т. п.
  • Сотовая сеть
  • Технологическая архитектура каршеринга

    Телематическое устройство

    Про общий функционал и монтаж телематического устройства в автомобиль было сказано выше. Здесь добавлю, что производителей качественных устройств, удовлетворяющих требованиям удобства установки и стабильности работы, не так много. Операторы, как правило, берут на тесты образцы нескольких производителей, по результатам останавливая выбор на одном-двух поставщиках.

    Мы уже говорили, что автомобили в плане внутреннего устройства разные, то же справедливо и для устройств разных производителей. Отсутствие унификации и стандартов может приводить к сложностям в подключении устройств к серверной инфраструктуре.

    Многие автопроизводители имеют планы на ближайшие годы оснащать автомобили собственными телематическими устройствами на заводе, это должно облегчить взаимодействие с машиной и расширить возможности управления функциями.

    Телематическое управляющее устройство

    Телематическая платформа

    Телематическая платформа является связующим звеном во взаимодействии с автомобилем: она является точкой подключения для телематических устройств, и через неё передаются команды от мобильного приложения и принимаются данные о состоянии систем автомобиля и его координаты.

    Это одна из наиболее ответственных частей всей технологической инфраструктуры оператора каршеринга, от нее в большой степени зависит стабильность и качество работы сервиса. Разработка такой платформы — довольно серьезная и ответственная задача: необходимо обеспечить высокую скорость и надежность передачи данных для тысяч и десятков тысяч автомобилей.

    Большинство операторов запускают свой сервис с использованием доступных на рынке телематических платформ, которые изначально разрабатывались для мониторинга и управления коммерческим транспортом, для решений connected car, для обслуживания устройств интернета вещей. Некоторые операторы в процессе работы заменяют платформу на продукт собственной разработки, т. к. решений, на 100% удовлетворяющих нуждам каршеринга, на данный момент фактически нет.

    Операционные сервисы

    Помимо телематической платформы в арсенал высокотехнологичного оснащения каршеринга входят следующие операционные сервисы:

  • Управление автопарком (fleet management) – система, позволяющая отслеживать местоположение и состояние всех автомобилей, задавать зоны поездок, управлять обслуживанием автомобилей
  • Регистрация пользователей, CRM – обеспечивает взаимодействие с клиентами
  • Управление подпиской – конфигурация тарифных планов
  • Обработка платежей – управление балансом клиента, связка с банковскими системами
  • Контакт-центр – обработка обращений клиентов, тех. поддержка
  • Отчеты, аналитика – дает возможность отслеживать ключевые параметры функционирования сервиса, отслеживать динамику, выявлять проблемные показатели
  • и другие
  • Чтобы собрать эти сервисы в единую отлаженную систему, приходится приложить довольно много усилий. Продуктов «из коробки», на 100% готовых покрывать автоматизацией все процессы каршеринга, на рынке пока нет. Это в очередной раз говорит о том, что каршеринг как массово доступная услуга, хоть и насчитывает историю в 3-5 лет, еще далек от стандартизации процессов и единого подхода к организации работы. Операторы пробуют и внедряют различные схемы, приходят к решению впервые возникающих задач самостоятельно.

    Автоматизация на службе людей

    Как и в любом деле, в организации успешной работы каршеринга ключевую роль играет команда – люди, которые организовывают работу и выполняют повседневные задачи. На рынке ощущается дефицит специалистов, поэтому максимальная автоматизация процессов позволяет снизить «человеческий фактор», одновременно давая инструменты для компактной команды, позволяющие эффективно управлять текущей деятельностью и развитием сервиса.

    Хотите знать больше?

    На этом обзор подошел к завершению, описание далеко от подробного, поэтому, если есть интерес в более глубоком освещении каких-то процессов или вам интересно узнать, как устроено и работает что-то, что не было затронуто, пишите, пожалуйста, в комментариях!

    Если вы хотите написать в блог каршеровода, свяжитесь с нами по почте.

    Если вам нужна помощь с блогом, напишите Polly Volkova в нашем телеграм-чате.


    Если вы хотите написать в блог каршеровода, свяжитесь с нами по почте. Если вам нужна помощь с блогом, напишите Polly Volkova в нашем телеграм-чате.

    Правила сообщества
    • комментируйте!
    • будьте вежливы, уважайте участников;
    • старайтесь оставлять информативные, полезные и интересные комментарии;
    • соблюдайте действующее законодательство;
    • мы не приветствуем размещение промокодов и рекламы;
    • лучшие комментарии будут отмечены редакцией;
    • вы тоже можете стать автором или участником проекта и продвигать свои промокоды;