Кто в итоге должен платить штраф за повторное нарушение? Отвечает юрист
Каршеровод и юрист Севан Авалян не соглашается с блогом о старых штрафах и делится своей историей об иске к Делимобилю.
Каршеровод и юрист Севан Авалян не соглашается с блогом о старых штрафах и делится своей историей об иске к Делимобилю.
2 ноября на Трушеринге появился материал «Должен ли я оплачивать старый штраф за нарушение ПДД от каршеринга? Отвечает юрист». Автор дополнительно упомянул, что если вы получили штраф за повторное нарушение, но для вас оно первое, то «вы просто не первый, кто исполняет такие трюки на этой машине. Обжаловать тут нечего, и разумнее было бы, например, не превышать».
Я не согласен, и вот почему.
12 сентября я арендовал автомобиль. У меня 32 тысячи поездок, начиная с ноября прошлого года, но тот автомобиль у меня был впервые. Я проехал на красный свет — торопился на жёлтый. Это не оправдание, но так делают многие. 4 октября Делимобиль выставил штраф 5000 рублей как за повторный проезд по статье 12.12 КоАП РФ:
Я юрист, поэтому обратился в Дели, чтобы получить доверенность, которую сам же и подготовил конкретно для этого постановления. Мол, пойду, скажу, что за рулём был я, отменю постановление и штраф: платить 5 000 за то, чего я не делал, я не хотел. Делимобиль же мне навстречу не шёл:
«…понимает, что для вас это нарушение может быть первым. Но, по ст. 2.6.1 КоАП РФ, субъектом этого нарушения является собственник машины. В связи с этим и история правонарушений фиксируется в ГИБДД по собственнику и автомобилям, а не по клиентам. Увы, ГИБДД не делает исключений для каршеринга в вопросе повторных нарушений. Штраф был оплачен ответчиком в полном объёме, после чего сумма оплаченного штрафа, а также сумма администрирования (10% от штрафа, но не менее 50₽) были выставлены истцу в личном кабинете для возмещения убытков компании».
— саппорт Делимобиля
Если читать закон, то до конца. Поэтому я ответил:
«Часть вторая этой статьи [2.6.1. КоАП РФ — прим. автора] прямо говорит: вы не попадаете под ответственность, если т/с находилось во владении или пользовании другого лица».
Иначе говоря, этот штраф можно отменить, если сообщить, что на этой машине на красный сигнал светофора вы проехали впервые.
Мне стала интересна эта потрясающая логика компании «плоти нологи», поэтому 8 октября я приехал поговорить с их юристами. Юрист понял меня «по-человески». А по условиям договора я должен платить.
Доверенность не выдали.
Во-первых, и это первые курсы юридического факультета:
Лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина — часть 1 статьи 1.5. КоАП РФ.
Во-вторых, к ответственности привлекают людей, бизнес. Илон Маск очень старается, чтобы Тесла была как живая, но машины к ответственности пока не привлекают, поэтому штрафы — это для нас с вами. И это тоже записано в законе — часть 1 статьи 2.1. КоАП РФ.
В-третьих, Делимобиль может отменить штраф на основании той же части 2 статьи 2.6.1. КоАП РФ. Для этого у компании есть все необходимые доказательства. Хотя достаточно, чтобы водитель сказал в суде, что он был за рулём, что он — тот водитель, который проехал на красный свет.
Здесь у меня только догадки, но я их озвучу:
1. У Делимобиля существует услуга администрирования штрафов — % от штрафа, который вы платите компании за оплату ваших штрафов. У кого-то это вызывает вопросы, но здесь я их понимаю: приходится платить за чужое нарушение своими деньгами, а потом ждать, когда эти деньги вернут.
Если такого мало, то не страшно. Что, если таких штрафов много и компании приходится кредитоваться на огромные деньги, чтобы иметь возможность для оплаты? Кредиты стоят денег, и этот случай не исключение.
С другой стороны, если нарушитель быстро вернул деньги, то компания не потратила на уплату процентов, а значит получила с этого бенефиты. Сколько пользователей нарушают?
2. У Делимобиля в один момент было около 180 тыс. поездок в месяц. Пользователи нарушают часто. Повторных нарушений тоже много. Если разбираться со всеми, то Делимобилю придётся затратить огромное количество людских ресурсов, что тоже деньги. Это вопросы организации бизнеса — процессы, найм людей, зарплаты и всё-всё-всё, что из этого вылезает.
С другой стороны, всегда есть те, кто ничего не будет делать и согласится заплатить повторный штраф. А есть те, для кого это вопрос принципа и небольшого количества свободных денег.
Это только мои догадки, но кажется, что они близки к действительности.
После неудачных попыток договориться я написал иск и подал на них в суд и потребовал:
Компенсировать мне полученный моральный вред я требую за то, что трата личного и рабочего времени встречаются с уничижительным, безразличным, презренным и пренебрежительным отношением Делимобиля и его сотрудников:
«Обращение в суд стало вопросом принципа, морали и личного уважения меня перед самим собой. С таким поведением встретился не обыватель, а человек с высшим юридическим образованием и восьмилетним опытом разрешения юридических вопросов».
Выложил в открытый доступ иск к Делимобилю. Можете почитать и использовать его. Только поменяйте обстоятельства на свои.
Если иск удовлетворят (где-то 99%), то мы получим «прецедент» для каршерингов, а я снова смогу ездить на любимом Дели.
Подписывайте на проект «Штрафы Делимобиля | Юрист против» в ВКонтакте, Инстаграме и Телеграме.
Вопросы — велкоме.
Промокоды автора, которые дадут бонусы вам и помогут сказать автору «спасибо» =)
Если вы хотите писать блоги, свяжитесь с нами по почте. Если вам нужна помощь с блогом, напишите Polly Volkova в нашем телеграм-чате.