Наш канал в Телеграм

О вопросе водительского стажа глазами обывателя. Опыт и мнение

Каршеровод Павел Чинилин рассуждает о том, как операторы могут взаимодействовать с водителями без стажа и почему здесь важен баланс контроля и доверия.

Вопрос о возможности допуска к использованию каршеринга лиц без стажа вождения поднялся с новой силой. Вышел очень хороший материал с данными о мнении разных сторон. Прозвучали также интересные идеи относительно работы с этой группой каршероводов.

Очень хочется порассуждать на эту тему.

Личный опыт

Более 5 лет назад после получения заветных прав остро встал вопрос: собственно, а как же практиковаться? Хороший опыт я получил в первые месяцы, катаясь на машине подруги. Причем опыт немалый: и по городу, и в долгих поездках в область. Ввиду разных причин, не связанных с какими-либо происшествиями, этот метод получения опыта закончился, но душа, что называется, хотела продолжения.

Тогда каршеринг был ещё малоизвестен, на рынке присутствовала то ли одна, то ли две компании. Я позвонил или даже подал заявку по почте, на что получил ответ: «Мы можем вам одобрить допуск, но надо приехать в офис, оплатить франшизу, которую, в случае отсутствия происшествий вернём вам по наступлении необходимого стажа». Франшизу в итоге оставил в компании, ибо попал в ДТП, но на данный момент спустя много лет это все еще единственное ДТП. Поскольку оно было не критическим, мне позволили далее пользоваться услугами сервиса.

Уже озвученные предложения по взаимодействию с новичками

Приезд в офис для регистрации. Хороший вариант. Собственно, так моё знакомство с каршерингом и началось. Нельзя назвать непосильной задачей для новичка. Однако это не даёт компании 100% гарантии, что перед ними адекват. Психопатов нынче много, а распознавать их не так просто.

Франшиза как барьер по отсечению неплатежеспособных и созданию определенного элемента ответственности. Хорошая идея. Но сомнительна при регистрации в нескольких компаниях.

Идея экзамена по вождению или даже школы на базе компании уже обволакивает негативом. Начинает стираться грань между компанией и надзорным ведомством. Сначала тебя морально насилуют в ГИБДД, а затем то же самое происходит в компании, даже если в более лайтовом варианте.

Вызывает сомнение финансовая сторона вопроса, временные затраты, а также целесообразность. Допустим, ввели всё на максимум, приходишь и получаешь какие-то навыки, сдаешь экзамен, получаешь одобренный аккаунт. В этой схеме появляются сомнения. Некоторые новички явно лучше подождут два года, чтобы начинать аренду, в том числе из-за финансового вопроса, а мы таким образом вновь получаем очевидную лазейку, когда приходят с нужным стажем и возрастом, но без реального опыта. Другие купят дешевую тачку, кто-то возьмёт у знакомых или родственников.

Конечно, просто создать курсы контраварийного вождения на базе компаний было бы очень классно. Но постановка этой задумки как приключения на пути получения одобрения заветной регистрации лично мне видится сомнительной.

Еще интереснее этот вопрос открывается, если представить, что сдал экзамен у одной компании, а хочешь зарегистрироваться во всех.

Вот проводить экзамены для тех, кто слишком много нарушал правила, получил бан и вновь хочет доступ, — это интересная мысль. Но с такими, думаю, одного экзамена будет мало.

Ограничение модельного ряда. Как по мне, вполне адекватная идея. Собственно, в первые годы опыта использования каршеринга, когда эта отрасль только развивалась, разнообразие было не столь большое и привыкание происходило весьма плавно. Но, если новичок регистрируется в разных компаниях при разных автопарках, действенность этой меры ставится под сомнение. Если только компании не договорятся первоначально выставлять для новичков одинаковые модели.

Зоны и время использования. Как и ограничение модельного ряда, идея хорошая, но думаю, что стоит применять в рамках рейтинга. Хорошо водишь — рейтинг выше, условия лучше, и наоборот. Сюда же можно приписать такие пункты, как повышенный тариф и страховка.

Телематика. Как по мне, можно превратить в хороший инструмент для подсказок новичку. Но многие нервничают не только из-за неуверенности вождения, но и при освоении каршеринга как технологии, переживаний за царапины и прочего. По этой причине, думаю, некритичные подсказки стоит вынести в отдельный раздел в приложении. Осведомление с ними происходит по желанию, а обязательными надо сделать лишь критические аспекты.

Отдельная горячая линия для новичков — вообще отличная история. Сам прекрасно помню, как возникало огромное множество глупых вопросов в первые годы, но не все из них я задавал техподдержке.

Поощрение новичков за хорошее вождение. Как в рамках рейтинга, так и без, как мне кажется, необходимо. Новички часто переживают, а поощрение прибавляет уверенности.

Выводы

Стоит напомнить, что сейчас более-менее стандартная цифра допуска к поминутной аренде — 21 год и 2 года стажа. Встречаются и более низкие и более высокие пороги вхождения.

Часто слышу недовольство цифрой в 21 год как и в сфере каршеринга, так и в других.

Однако всё-таки есть вполне научные обоснования того, почему некоторые ограничения стоит вводить с 21 года и почему именно с этого возраста люди становятся чуть более осознанными. Те, кого не интересует наука или кто относится к ней в режиме “Британские ученые”, пропускайте следующий абзац.

В нейрофизиологии есть четкое обоснование, что именно к 21 году (плюс-минус) происходит миелинизация определенных зон мозга, отвечающих за осознанное продумывание своего будущего. Понятное дело, что есть и определенные поведенческие проявления, которые только благодаря одному этому процессу не поменяются. Также встречаются и те, кто в более раннем возрасте проявляет весьма осознанное поведение, однако всё же заветная цифра 21 является наиболее подходящей и уверенной, чтобы вести речь о доверии человеку более серьезной ответственности. Подробнее про миелинизацию и другие аспекты развития мозга человека в упомянутом возрасте почитайте лучше литературу и научные данные.

Но это вовсе не значит, что людям младше не стоит начинать доверять. Конечно, запрет часто влечет за собой обратный эффект, а именно ведет к росту запретных действий. Но и здесь часто приходится балансировать, ибо запретные и доверительные практики часто зависят от, так скажем, контекста общества и сферы применения.

В целом заинтересованность компаний во взаимодействии с новичками очень радует. Но при реализации, как уже говорил, важно сохранить баланс между контролем и доверием. Если компании скатятся в надзорный орган, это будет ужасно. Конечно, мы живем в стране неевропейской, однако стоит соблюдать адекватный уровень доверия между двумя сторонами, а подобный опыт лишь увеличит число уверенных водителей за рулем.

Промокоды автора, которые дадут бонусы вам и помогут сказать автору «спасибо» =)

  • промокод Яндекс.Драйв — ref5rexB5 (скидка 50% на первую поездку по тарифу "Фикс")
  • промокод Делимобиль — REF7S67 (1000 руб. на счет)
  • промокод BelkaCar — GOOC3876 (300 руб. на счет)
  • промокод Ситидрайв – jXy7up (скидка 50% на первую поездку)
  • промокод МатрешCar – GVFR8R (300 руб. на счет)
  • промокод URAmobil – 1S06B1 (скидка 50% на первую поездку)

Если вы хотите писать блоги, свяжитесь с нами по почте. Если вам нужна помощь с блогом, напишите Polly Volkova в нашем телеграм-чате.

Правила сообщества
  • будьте вежливы, уважайте участников;
  • старайтесь оставлять информативные, полезные и интересные комментарии;
  • соблюдайте действующее законодательство;
  • мы не приветствуем размещение промокодов и рекламы;
  • вы тоже можете стать автором или участником проекта и продвигать свои промокоды;