Наш канал в Телеграм

Метрополитен и пандемия. Закрыть нельзя оставить

Состоятельны ли заявления о невозможности закрытия метро во время карантина? Каршеровод Павел Чинилин ищет ответ на этот вопрос и обозревает опыт разных городов.

Каршеринг остановлен, такси ограничено. Общественный транспорт работает. Метро же не закрывают: «Потому что невозможно, иначе будем открывать полгода». Предоставлю вам иную точку зрения. «Закрыть нельзя оставить» — а запятую предлагаю поставить самостоятельно после прочтения.

В Москве ограничения сняли уже более трех месяцев назад. Времени прошло немало, информации и данных о проведённых мерах стало больше. Были отменены регулярные зарубежные авиарейсы, сократились железнодорожные перевозки, 13 апреля в некоторых регионах полностью запретили каршеринг и ограничили работу такси. И пока все сокрушаются в обсуждении о реальности или нереальности второй волны, давайте рассмотрим опыт пройденного этапа ограничений.

За время пандемии появилось огромное количество статей с рассуждениями о том, почему общественный транспорт разрешают, а способы более личного передвижения запрещают. Сыпались объяснения официальных лиц, что метро закрывать никак нельзя, разговоры об огромном количестве мер по дезинфекции. Мы решили разобраться именно по части метрополитена. Возможно ли закрыть метро? И будет ли оно функционировать после закрытия? Какие изменения происходят сейчас в его работе? Какие решения приняты в разных городах и странах?

Так как заявления и объяснения официальных лиц уже прозвучали, за разъяснениями ситуации я решил обратиться к человеку, который подробно освещает информацию о работе такого сложного механизма, как метро, — транспортному блогеру @inmetropoliten.

Согласно данным на апрель 2020 года, в большинстве подземок России пассажиропоток снизился более чем на 80%. По этой причине и из-за ситуации с вирусом в городах стали принимать различные меры. Почти везде стали закрывать некоторые вестибюли станций, в Санкт-Петербурге, Самаре, Нижнем Новгороде, Новосибирске и Екатеринбурге сократилось время работы метро, в последнем даже поднимали вопрос о временном закрытии.

“Метро нельзя закрыть. Для поддержания его микроклимата нужно осуществлять постоянное движение поездов”.

Основным аргументом против закрытия подземки для пассажиров является поддержание климата и определенного уровня влажности. На самом же деле движение поездов требуется для решения технических вопросов: перегон подвижного состава для ремонта, мойки и других операций, требующихся для поддержания поездов в надлежащем порядке.

Помимо этого, скорее всего, производилась бы и ночная расстановка поездов, которая в обычное время совершается для своевременного приёма пассажиров при утреннем открытии станций.

Можно встретить и версии, что при закрытии метро потребуется отключение энергоблоков на подстанциях, запуск которых очень проблематичен.

Как уже было сказано ранее, скорее всего, при отсутствии пассажиров будут проводиться как и плановые работы, так и требующие остановки движения на несколько дней. Где-то будут снимать напряжение, где нужно будет произвести какие-либо работы с верхним строением пути (балластный слой или путевой бетон, шпалы, рельсы, рельсовые скрепления, противоугоны, стрелочные переводы) или прочие работы по обслуживанию инфраструктуры метро. Сами станции будут с неполным освещением (как это бывает в период ночных окон).

С какими изменениями столкнулась подземка в разных городах России?

Уже привычной мерой во многих городах стало изменение графика работы метро и увеличение интервалов в движении.

Так, в Санкт-Петербурге метро работало на вход до 22:00, была закрыта часть вестибюлей, Нижегородский и Екатеринбургский метрополитены работали в режиме выходного дня с увеличением интервалов в более ранее и позднее время, Казанская и Самарская подземки работали до 21:00. В Москве увеличились интервалы движения, и 13 апреля закрылась часть вестибюлей, время работы осталось без изменений. Везде проводится более тщательная дезинфекция.

На сегодняшний день во многих городах ограничения уже сняли. В Москве ещё при этом ввели штрафы за несоблюдение масочного режима.

Как мы видим, особых критических ситуаций с метрополитеном в разных городах не возникло. Вводятся вполне привычные ограничения и меры безопасности, строительство новых участков также продолжается.

Сколько потребуется времени на восстановление при закрытии?

Становится понятно, что процесс открытия метрополитена после полной остановки будет несколько различаться, в зависимости от того, на какой срок его закроют. Но незначительно. В большей степени от срока закрытия будет зависеть порядок функционирования подземки.

Если срок закрытия составит примерно один-два месяца, то за этот период службы метрополитена выполнят плановые ремонтные работы и, возможно, какие-то задачи, для которых в обычное время требуется ограничение той или иной инфраструктуры метрополитена. Соответственно, после окончания этих работ мы просто увидим данный вид транспорта в более чистом и опрятном виде и в еще более хорошем техническом состоянии. И время возобновления работы будет минимальным — практически сразу.

В режиме реального времени мы могли наблюдать подобную ситуацию в Киеве, Днепре и Харькове. Там полностью закрывали метрополитен на несколько месяцев. Службы осуществляли ночную расстановку поездов, но никто не гонял поезда по тоннелям для прокачки воздуха. У нас была отличная возможность наблюдать за столь нестандартной ситуацией воочию на примере других городов.

Целесообразность

Более чем полгода мир живёт в режиме постоянного отслеживания данных о течении пандемии. Всё более отчетливо понимание, какие решение были верные, какие — нет. Причём на реальном опыте.

Есть ли смысл в закрытии подземки и каршеринга?

Изначально вопрос остановки метро рассматривается нами в сравнении с запретом каршеринга. Временная остановка поминутной аренды на этом фоне — скорее запретительная мера и попытка снижения передвижений. Сначала подсадили многих на каршеринг, кто-то даже продал личный автомобиль. Но когда поняли, что в карантин это стало способом, избегая подземки, передвигаться по городу, тут же взмахнули волшебной бюрократической палочкой, усложнив многим возможности передвижения.

Что же касается метро. Стоило ли его закрывать? Вопрос также спорный. Мы можем оценить опыт, например, Киева, когда при закрытии метрополитена угроза перешла на наземный транспорт, который не смог выдержать такого же пассажиропотока, что и подземка.

Поэтому закрытие метро интересно с технической стороны, а также из-за неоднозначности доводов о невозможности подобного.

Промокоды автора, которые дадут бонусы вам и помогут сказать автору «спасибо» =)

  • промокод Яндекс.Драйв — ref5rexB5 (скидка 50% на первую поездку по тарифу "Фикс")
  • промокод Делимобиль — REF7S67 (1000 руб. на счет)
  • промокод BelkaCar — GOOC3876 (300 руб. на счет)
  • промокод Ситидрайв – jXy7up (скидка 50% на первую поездку)
  • промокод МатрешCar – GVFR8R (300 руб. на счет)
  • промокод URAmobil – 1S06B1 (скидка 50% на первую поездку)

Если вы хотите писать блоги, свяжитесь с нами по почте. Если вам нужна помощь с блогом, напишите Polly Volkova в нашем телеграм-чате.

Правила сообщества
  • будьте вежливы, уважайте участников;
  • старайтесь оставлять информативные, полезные и интересные комментарии;
  • соблюдайте действующее законодательство;
  • мы не приветствуем размещение промокодов и рекламы;
  • вы тоже можете стать автором или участником проекта и продвигать свои промокоды;