Хроники закрытого каршеринга в Москве
Как приостановилась работа московского каршеринга, как реагировали операторы и что это значит для будущего индустрии? Ситуацию исследовал каршеровод Михаил Грозовский.
Как приостановилась работа московского каршеринга, как реагировали операторы и что это значит для будущего индустрии? Ситуацию исследовал каршеровод Михаил Грозовский.
Проследим хронику закрытия московского каршеринга на примере компаний большой четверки. С чего все началось, как каршеринг реагировал на ограничения, чем это может обернуться для самих компаний.
Карантин в Москве самым разрушительным образом сказался на деятельности каршеринга. Операторы, которые делали ставки на этот бизнес и рассчитывали на особые отношения с властью, оказались предоставленными сами себе и брошенными на произвол судьбы. Очевидно, что максимальные шансы пережить кризис у компаний, которые обладают большими финансовыми ресурсами, а это — Яндекс.Драйв (деньги понятно чьи), YouDrive (Mail.ru Group) и Делимобиль (часть итальянской финансовой группы).
Наиболее уязвимым кажется положение BelkaCar, контроль над которой консолидировали фонды Дмитрия и Бориса Зиминых. Ранее Зимины не были замечены за инвестициями в специфические транспортные сервисы. На возможный закат Белки намекают и конкуренты. Теперь все зависит от глубины карманов инвесторов и желания помогать BelkaCar в сложной ситуации. Однако каршерингам, связанным с российскими интернет-гигантами, тоже есть чего опасаться. Чисто политически крайними в сложившемся положении могут быть признаны текущие руководители этих сервисов. В частности стул может пошатнуться под Антоном Рязановым, который в свое время убедил руководство Яндекса инвестировать в каршеринговый бизнес, что для технологической компании, которая занимается веб-сервисами и обычно не вкладывается в физические активы, огромный риск (известная присказка про Uber гласит, что это крупнейший сервис такси в мире, которому не принадлежит ни одна машина). Равно под угрозой позиции Бориса Голикова из YouDrive. Если принять во внимание особенности управления полугосударственной корпорацией и количество завистников, если не врагов, по всей управленческой вертикали, любое ослабление позиций бизнеса может быть использовано лично против руководителя направления.
На фоне происходящего шторма, который наверняка оставит после себя сильные разрушения, интересна реакция Яндекс.Драйв: компания не выступает с громкими политическими заявлениями, не вступает в открытую конфронтацию с властями, вообще никак не реагирует на происходящее в публичном пространстве, зато активно штампует маркетинговые конкурсы с носочками и свитшотами. Согласитесь, поведение довольно странное на фоне масштаба происходящих изменений. Возможно, это намек всем нам на то, кто станет выгодоприобретателем в данной ситуации. Не исключено, что с ослаблением конкурентов свои позиции сможет укрепить один из игроков. Поэтому рекомендую запасаться промокодами Драйва.
6 апреля
Каршеринг BelkaCar начал предлагать автомобили для доставки. Новость, которая почти прошла незамеченной, а между тем каршеринг BelkaCar предлагает новую услугу — аренда автомобиля с водителем. По-другому это называется такси, но на машинах Белки нет лицензий, которая является обязательной для работы такси в Москве. Ой-ой. Вообще новость довольно странная, и она не получила никакого логического продолжения, но сам масштаб эксперимента демонстрирует, что BelkaCar находится в поиске новых решений для компенсации существенных потерь в основном бизнесе — и порой довольно экстремальных.
10 апреля
Московские власти останавливают работу каршеринга с 13 по 19 апреля. Началось.
Вопреки мнениям, высказанным на Трушеринге, могу попытаться объяснить, чем вызвано такое решение и почему не закрыли, например, такси. Логика Дептранса довольно формальна: у любой транспортной услуги должен быть перевозчик, на которого можно возложить ответственность за соблюдение эпидемиологических норм (протирать машину после каждой поездки). В случае с каршерингом, очевидно, это невозможно реализовать технически. Если же отстраниться от формальных требований, то, согласитесь, есть и простая житейская логика в решении: вы садитесь в машину, в которой 5 минут назад ехал неизвестный вам человек. Вероятность, что в салоне могли остаться следы вируса, вполне себе ненулевая.
Почему в такси это не так, хотя вероятность заразиться точно такая же? Потому что есть перевозчик, на которого можно возложить ответственность (огромные штрафы), если водитель не протирает машину после каждой поездки. Понятно, что он не протирает, но формально можно кого-то оштрафовать — это обычная властная логика. По этой же причине ввели запрет на машины бизнес-класса в такси, так как у них нет лицензии, а значит, не закреплено понятие перевозчика, следовательно, снова нет козла отпущения. Точно так же чисто технически не решена проблема выдачи электронных пропусков на каршеринговые поездки.
14 апреля
Первая реакция каршеринга на введенные ограничения — Яндекс.Драйв добавил вирусные слоганы на крышу некоторых машин. Сильный ответ!
16 апреля
Каршеринг YouDrive запускает услугу доставки посылок.
18 апреля
Ограничение работы каршеринга в Москве продлили до 1 мая. И это еще цветочки.
Яндекс.Драйв запустил фотоконкурс с носочками и свитшотами. Так держать!
21 апреля
Делимобиль заключил партнерство с «Пятерочкой»: автомобили каршеринга будут доставлять товары.
22 апреля
Опубликован манифест Екатерины Макаровой из BelkaCar.
24 апреля
Делимобиль и YouDrive будут вместе доставлять заказы «Самоката». Обе компании входят в холдинг Mail.ru, поэтому решение кажется логичным.
Опубликована обзорная статья о том, как компании такси и каршеринга планируют адаптироваться к новым карантинным условиям.
25 апреля
«Никто не пытался дать какое-либо объяснение». Глава Делимобиля – о каршеринге, отношении города и будущем сервиса.
Очевидно, в сложившейся ситуации крупные операторы (что интересно: все, кроме Яндекса) начинают открыто обижаться на московские власти, ведь принимая решение о крупных инвестициях, они рассчитывали на определенные преференции, про которые все забыли с наступлением карантина — эпидемиологические нормы оказались важнее. В связи с этим президент Делимобиля Винченцо Трани сообщил о том, что компания отказывается наращивать присутствие в Москве после завершения карантина, а значит, преимущество могут получить два основных конкурента Делимобиля с почти неограниченными денежными ресурсами — Яндекс.Драйв и YouDrive.
Трани напрямую говорит о том, что продление ограничений для каршеринга после 30 апреля «может привести к тому, что на рынке останется лишь три каршеринговые компании». Не уточняется, какие именно, но можем посчитать сами: Делимобиль, Яндекс.Драйв, YouDrive, а следовательно, BelkaCar под угрозой.
28 апреля
Запрет на работу каршеринга в Москве снова продлили до 11 мая.
29 апреля
Яндекс.Драйв запустил «Чат мечтаний». Яндекс, ну что еще?
30 апреля
Каршеринг Делимобиль начал сотрудничество со службой доставки DPD.
1 мая
Власти Москвы хотят убрать машины каршеринга с улиц города (видимо, имеются в виду платные парковки). Единственное логичное место — пустующие парковки у крупных торговых центров, но собственники не готовы предоставлять пространство бесплатно.
Промокоды автора, которые дадут бонусы вам и помогут сказать автору «спасибо» =)
Если вы хотите писать блоги, свяжитесь с нами по почте. Если вам нужна помощь с блогом, напишите Polly Volkova в нашем телеграм-чате.