— Как обстоят дела с безопасностью? Например, у московских операторов это большая проблема: люди воруют оборудование, ломают, пытаются угнать автомобили и так далее. Есть ли какие-то интересные истории, когда с пулеметами и охраной удавалось поймать угонщика около автомобиля и защитить драгоценное имущество?
Владимир: Пока что нет (тьфу-тьфу-тьфу). Я изначально отказался от истории с требованием перед арендой фиксировать все повреждения. Да, в договоре есть пункт, указывающий на необходимость перед началом аренды осмотреть автомобиль и в случае наличия повреждений дать знать о них. Но я понимаю, что автомобиль стоит на улице. Естественно, возможны какие-то небольшие повреждения по периметру, это мой риск.
На самом деле, я пока что очень удивлен тем, как люди пользуются моими автомобилями. Я рисовал достаточно драматические картины у себя в голове касательно добросовестности пользователей, еще более ужасающие картины рисовали себе страховые компании. Сначала отказали все. Удалось через знакомых с трудом выйти на одну из компаний и все-таки договориться о сотрудничестве. Сейчас мы успешно работаем и даже планируем выпустить тариф без самориска.
— Не заметил в автомобиле незамерзающей жидкости.
Владимир: Просто еще не успели разложить, так как сервис запустился только в мае, зимнего использования пока не было. Естественно, будем класть незамерзайку, щетки от снега и льда. Но в целом тут я тоже отношусь с осторожностью, не раскладываю зарядки и держатели для телефонов, потому что есть определенные опасения, что вещи начнут пропадать.
— В рекламу много вкладываешь?
Владимир: По минимуму. Пока развиваемся на интересе пользователей, на отзывах и соцсетях. И в целом меня устраивают такие темпы роста.
— Мои рижские коллеги, на самом деле, узнали о рижском каршеринге от меня.
Владимир: Именно. Если бы я сказал, что 1% жителей Риги (население Риги — около 900 тыс — прим. автора) знает о каршеринге, я бы сильно преувеличил.
— Какие планы по увеличению парка?
Владимир: Я вижу, что это где-то 400-500 автомобилей. Может быть, больше, но надо смотреть по ситуации.
— Чье используется оборудование? Именно телематика. Российское, европейское?
Владимир: Мы используем европейское железо, всю логику и начинку разработали сами. По сути, мы можем при желании начать это оборудование другим компаниям продавать, но пока таких планов нет.
— Ранее изучал российский рынок каршеринга? Перенимал какой-то опыт?
Владимир: Нет. В основном опирался на собственное понимание и европейские рынки, в частности, немцев.
— Почему решил не идти по пути оффлайн-проверки пользователей в офисе компании?
Владимир: Я изначально хотел сделать процесс максимально простым. По юридической части меня консультирует команда из Ernst&Young, которая имеет большой опыт в этой сфере. Оценив риски, мы решили пойти по пути заключения договора в электронном виде. Так как рынок каршеринга в Латвии еще не сформирован, любые сложности (в частности, заключение договора оффлайн) могут просто оттолкнуть пользователей.
— Как обстоят дела с мошенничеством? В России, например, пытаются продать аккаунты в каршеринге, документы и так далее.
Владимир: Пока у нас такого нет.
— Есть уже планы по выходу в другие страны?
Владимир: Планы, конечно, есть. Учитывая качественный собственный софт, рано или поздно мы к этому придем. Но, скорее всего, это будет франшиза, пока я не готов самостоятельно заниматься развитием на других рынках. На данный момент основной приоритет – Рига.
— Есть ли какая-то поддержка со стороны властей?
Владимир: Поддержки никакой нет. Я бы даже сказал, что те люди, которые принимают решения, попросту пока не знают ничего про нас и про каршеринг. У меня запланирована встреча с представителями городской думы. Буду объяснять, показывать, рассказывать о бонусах каршеринга для развития города.
Пока с этим трудно. Изначально я планировал развивать зону завершения аренды за счет парковок торговых центров. Но, в основном, сталкиваюсь пока с непониманием и нежеланием сотрудничать. Но есть и позитивные примеры. На меня, например, выходят застройщики новых кварталов и сами предлагают организовать парковки для наших автомобилей на территории жилых комплексов.
— А не думал сотрудничать с Europark (крупный оператор парковок)?
Владимир: Я выходил на них еще на заре проекта. Дело в том, что они, по сути, управляют частными парковками. И для предоставления мест для моих автомобилей им придется договариваться с каждым владельцем парковки, которой они управляют. А учитывая что их покрытие не очень большое, платить им пока я не готов, с учетом того, что уже приходится платить за муниципальную парковку.
— Как планируется продвигать сервис? Как замену личного автомобиля или как альтернативу такси?
Владимир: Я думаю, что мы пойдем по европейскому пути и будем продвигать идею замены личного автомобиля в первую очередь.
— Как организована работа со штрафами? Много ли нарушают пользователи и какие вообще популярные нарушения?
Владимир: В целом, люди водят аккуратно. За все время мне пришел один штраф с радара за превышение скорости пользователем. Естественно, мы его перевыставили пользователю, который в момент аренды управлял автомобилем. Если пользователя останавливает полиция, штраф сразу выставляется на конкретного водителя.
— Правила парковки часто нарушают? Эвакуируют автомобили?
Владимир: В Риге культура парковки развита достаточно давно, как и в остальной Европе. Поэтому эвакуируют тут очень редко. У меня эвакуировали автомобиль в центре при проведении одного из массовых мероприятий. Но это было не нарушение парковки, автомобиль просто переставили на соседнюю улицу и уведомили меня.
— Пользуются в основном в Риге или ездят на дальние расстояния? Есть ли лимит на время или дальности поездки?
Владимир: В основном пользуются в Риге, но и для дальних поездок тоже используют. Можно сказать, что катаются по всей Латвии. По договору запрещено использовать автомобиль за пределами Латвии. Кроме того, есть пункт про максимальный срок аренды 24 часа, но он для подстраховки, на случай необходимости в нештатной ситуации прервать аренду пользователя.