Почему же все автопроизводители на западе делают так? Реклама или действенная вещь? Ответ сразу: действенная вещь. Без дискуссий.
На этапе внедрения технологий защиты людей при боковом ударе было проведено множество различных статистических и судебно-медицинских исследований. Исследования проводились в том числе изолированно по боковым ударам (около 30% всех автодорожных смертей — боковые удары, данные IIHS). Сомнительным по эффективности в ряде статей оказалось только наличие-отсутствие боковых подушек для торса в сидениях (снижение смертности при этом было показано незначительным — менее 20%). Но наличие шторок безопасности — это даже по данным самых скептических исследований — 30-40% спасенных жизней. А также: море предотвращенных инвалидностей, снижений сроков госпитализации, избеганий травм.
Эти оценки проводились по данным многотысячной статистики аварий, а не по креш-тестам: на манекенах вне зависимости от марки-модели потенциальные результаты вообще зашкаливали за пределы 70% и продолжают зашкаливать. Страховой институт и ведомственные структуры США не просто так разработали этот производственный стандарт: даже если брать чистый коммерческий интерес, это предотвратило значительные убытки страховых компаний.
Что же происходит в РФ? Те же самые автопроизводители, те же самые модели (Рапиды, Фокусы, Солярисы, Короллы, Сандеро — все это, иногда под другими названиями, есть и на западе). Но при этом: подушки убраны из начальных комплектаций (а то и вообще из всех комплектаций) у автомобилей, которые до прихода на российский рынок сертифицировались в Европе и США при условии их облигатного наличия. Поскольку травмобезопасность салона у данных автомобилей проектировалась с обязательным условием, что боковые подушки и шторки будут присутствовать, то эти машины даже не проходили никаких боковых креш-тестов без них.
В РФ вы не найдете — ни в личном пользовании, ни в карше — практически ни одного «бюджетника» с полным комплектом боковых подушек: их тупо не производят, а потом людям втюхивают из наличия, объясняя, что долго ждать авто на заказ и что вообще опция «ненужная» и… Реальные цитаты автоменеджеров:
— Только от стекол защищает (Ага, понятно)
— Самый крепкий кузов в классе, поэтому здесь их не надо (Ты учился физике вообще? Кузов всегда сильно проминается в салон при смертельных ДТП? Почему тогда у аналога этого кузова в Европе боковые подушки установлены? Он не такой крепкий, что ли?)
— Главное в безопасности — манера езды (согласен, но как раз в боковых ударах чаще, чем во фронтальных, главное — манера езды въезжающего, а не въезжаемого)
— У нас ведь пять звезд Euro NCAP, поэтому все нормально с безопасностью, здесь и не требуется дополнительных подушек (У тебя пять звезд Euro NCAP с шестью подушками, дебил, а не с двумя!)
— Это коммерческая фишка просто, реально, у меня на такой друг разбился — машина в мясо, а сам живой и невредимый, подушек не было (Да ты охрененный статист, смотрю! А у меня, когда друг при парковке машину об поребрик помял, тоже живой остался и невредимый. Что теперь — во всех ДТП машина одинаково бьется, что ли? Или ты статистикой большей, чем IIHS и ГИБДД вместе взятые, располагаешь на основании случая с твоим вымышленным другом?)
— Да просто пиарят так автомобили — заливают всем, что боковые подушки очень нужны, в реальности просто денег хотят заработать на ерунде (Зато ты, смотрю, неплохо пиаришь, что устройство себестоимостью под 100 тысяч рублей неэффективно… Какого хрена тогда оно до сих пор вообще ставится на автомобили? Это же сенсация — столько денег уходит впустую! Почему мы тогда вообще сидим здесь? Давай прямо сейчас на тестовом авто поехали это исправлять! Бизнес-идею запатентуем и всем мировым концернам и страховым компаниям предложим — пусть отстегнут нам за патент и потом не тратят силы и средства как лохи!)
И ладно если пришел кто-нибудь, кто разбирается в автомобилях и в автобезопасности. Но ведь недорогие и внешне притязательные авто покупают и женщины-бухгалтерши, и молодые девушки, и в целом не знакомые с автомобильным рынком люди. На них ведь весь этот трёп работает! И в итоге они оставляют довольно крупные суммы денег (а то и кредиты) на по факту недоделанный автомобиль, в котором стоят копеечные по себестоимости и высокие по наценке опции, декларируемые как «хорошая комплектация».
Предположим, что человек купил автомобиль по полному расчету: в этом случае у него не было денег на «опцию», но авто очень хотелось взять. Но вот совсем вопиющей ситуация является в случае кредита (а именно ценовая категория недооснащенных бюджетников наиболее часто берется в кредит): для многих вариант заплатить вдобавок 2-4 месяца выплат за комплекс боковой защиты может оказаться куда меньшей ценой, чем последствия недоукомплектовки. То есть даже нет особой выгоды для продавца делать машину дефектной — легче просто в кредит вписать лишние 100 тысяч и нормально стандартизованно укомплектовать! Но нет! Все равно кредитные авто переплачиваются сотнями тысяч и ездят недоукомплектованными с завода. Это не просто мошенничество и обман. Это — массовый навар на крови.