Chevrolet Spark. Незамеченный. Непризнанный. Незаменимый!
Не зря ли основные операторы-монополисты обделили вниманием Chevrolet Spark? Каршеровод Леха Швепс объясняет, почему автомобиль мог бы отлично проявить себя в краткосрочной аренде.
Не зря ли основные операторы-монополисты обделили вниманием Chevrolet Spark? Каршеровод Леха Швепс объясняет, почему автомобиль мог бы отлично проявить себя в краткосрочной аренде.
Есть вещи, которые встречаются достаточно редко. А цепочки достаточно редких вещей — еще реже. И Шевроле Спарк, ныне известный как Равон Р2, собрал довольно длинную цепочку достаточно редких совпадений. Давайте посмотрим, какие стечения обстоятельств сочетает в себе данная машина.
В силу ухода в Санкт-Петербург одной небольшой компании, у которой примерно половину автопарка составляют Равоны Р2, в Москве стало достаточно мало данных автомобилей в сервисе каршеринга. Но при этом в Санкт-Петербурге за счет присутствия этой компании в одном известном всем агрегаторе (у которого относительно большой удельный вес в автопарке города на Неве) можно без труда найти этот недорогой для аренды автомобиль, и очень часто именно он и оказывается ближайшим к пользователю.
Что же касается всей каршеринг-индустрии в РФ, то одно явление непонятно: по каким причинам основные операторы-монополисты (на мой взгляд, совсем незаслуженно) проигнорировали его?
История компактного городского автомобиля начинается давно, и, возможно, кто-то не знает, что его предшественником является столь ненавидимый населением, но при этом очень распространенный вследствие низкой цены Дэу Матиз (после снятия с конвейера классики Жигули Матиз стал самой дешевой машиной в стране). Маленький городской хэтчбек был запущен в производство в конце 90-х годов корейской компанией Дэу, входящей в концерн Дженерал Моторс, и далее был адаптирован практически всеми региональными подразделениями концерна. Зачастую, как это часто бывает в многобрендовых концернах, от страны к стране меняется только лишь шильдик, название, линейка силовых агрегатов и оснащенность. Так, в Северной Америке первый Дэу Матиз ездил как Шевроле Матиз, а в Европе — как Шевроле Спарк.
За годы своего существования автомобиль поменял четыре поколения и перенес еще больше рестайлингов. На данный момент в Европе и США продается уже новое, четвертое поколение этой машины. Наличие в России устаревшего поколения обусловлено свертыванием продаж дешевых моделей Дженерал Моторс в 2014-2015 годах, часть из которых собиралась в Узбекистане. Для предотвращения остановки продаж в РФ автомобилей узбекского производства бренд Дэу в России преобразовали в бренд Равон и поместили под этот шильдик весь модельный ряд GM узбекской сборки, в том числе и Спарк третьего поколения, который назвали Равон Р2. В конце 2015 года было представлено уже следующее, четвертое поколение, которое не адаптировалось под конвейеры марки Равон (ждем!).
Стоит отметить, что Spark переводится как Искра. Для Санкт-Петербурга это, безусловно, знаковое слово. Каждый ленинградец знает, что оно означает в истории его родного города. И очень жаль, что Равон при ребрендинге не сохранил оригинальное название машины. Также при переходе от Шевроле Спарка к Равону Р2 были небольшие изменения в оснащении: в частности, на него перестали устанавливать 3-цилиндровый двигатель, и остался только 4-цилиндровый. Неприятным моментом было исчезновение в 2017 году комплектации, в которой предусматривался полный комплект подушек безопасности (передние + боковые + шторки). До этого момента Равон Р2 в данной комплектации был самым дешевым автомобилем, оснащение которого действительно (не рекламно) соответствовало версии, прошедшей креш-тесты EuroNCAP: более дешевые машины либо не проходили качественных креш-тестов, либо проходили европейскй креш-тест с полным комплектом подушек безопасности, который в Европе с середины 2000-х устанавливается в облигатном порядке на любой автомобиль, начиная с его базовой комплектации. Таким оснащением в России люто пренебрегают все недорогие автопроизводители, что, однако, не мешает дилерам клеить рекламки с придуманными звездами ЕвроНКАП.
Данный автомобиль нельзя указать как универсальный уже только по той причине, что разбитые дороги для него — большая проблема. Однако, на удивление, когда я несколько лет назад впервые сел в этот автомобиль на тест-драйве, уже тогда отметил очень хороший уровень комфорта при проезде некачественных участков городских дорог. Его аналоги по габаритам не показывают такого хорошего отрабатывания подвеской неровностей изношенного асфальта. Но, понятное дело, автомобиль все-таки низкий — и ощутимо разбитые дороги, которые являются небольшой либо умеренной проблемой для Каптюра или даже для Икс-лайна, для него уже являются серьезной проблемой.
Удобство парковки у Равона Р2 на высоте. За счет стандартной для большинства автомобилей компоновки (переднемоторный, переднеприводный) он маневрирует предсказуемо и четко, в отличие от четырехместного Смарта (заднемоторная заднеприводная компоновка), к поведению которого при движении задним ходом нужно привыкать.
По указанным причинам автомобиль пригоден для шерингового использования в хорошо или средне ухоженных городах с «подразбитыми» дорогами, в то время как в городах «в экономическом кризисе по причине вывоза всего бюджета в Москву на оплату гелика и квартиры на Тверской для сына мэра» данные автомобили нежелательно брать в каршеринг: несмотря на достаточный комфорт при передвижении по незначительно изношенным дорогам, они будут застревать и рассыпаться в полуметровых колдобинах сильно разбитых (и распиленных) дорог. В Москве именно из-за качества дорожного покрытия абсолютно непонятен его «пропуск» монополистами Яндексом и Деликом: он «по смыслу» дублирует почти все их переднеприводные седаны, при этом паркуется легче, а стоит в полтора раза их дешевле…
Следует отметить, что среди аналогичных Спарку автомобилей расход у него не является сильной стороной, но в любом случае он не окажется больше расхода переднеприводных седанов. По данной причине при прочих равных этот автомобиль находится в финансовом выигрыше для каршеринговой компании.
Плюсы модели для каршеринга не заканчиваются на этом. Так же, как и Каптюр (см. мой пост про Каптюр), он фильтрует всякий шлак наподобие шашечников и топильщиков: имея 85 лошадиных сил (это много для такой массы), он не торопится ускоряться — причиной тому является сочетание «верхового», дающего маленький момент на низах двигателя с устаревшим 4-ступенчатым автоматом. И если на маленьких скоростях он еще может ускоряться резко и, как следствие, быть опасным при определенных прослойках между рулем и сиденьем, то на высоких скоростях к малой эффективной мощности силового агрегата еще подключается проблемная «кубическая» аэродинамика, и «в сиденья как на бэхе не вжимает, че! атстой машина! больше не вазьму!» (хотя подобные персонажи — всех возрастов и финансов — к такому авто, скорее всего, даже не подойдут, ведь «нипопацанске, ауе!»). Это в каршеринге является несомненным плюсом. На данный момент я ни разу не встретил в новостных лентах инцидентов с каршем, где замес учинил бы Равон Р2. При этом для Санкт-Петербурга автомобиль, повторюсь, достаточно частый.
Хорошая обзорность. Это однозначный плюс любого каршерингового авто.
Данные преимущества позволяют автомобилю отлично справляться с работой в каршеринге. Но у него есть и минусы.
По стечению обстоятельств у вышеупомянутой компании с большим количеством Р2 был финансовый кризис (вряд ли по причине оплаты Бентайги и квартиры на Садовом кольце кому-то из владельцев, но все может быть), и, к сожалению, отыгрались и на машинах. Состояние Равонов Р2 в Санкт-Петербурге, пожалуй, самый крупный их минус. Омывайка — «только по праздникам», кузов всегда грязный, и его дефекты легче фоткать блоками — всегда не по одной царапине, иногда все наружные кузовные элементы имеют дефекты, а также: содранная обклейка, неработающие стекла, фары, горящие чеки, стертые колодки, треснувшие лобари, грязные салоны, сырые салоны, мусор, поломанные детали интерьера…
Тут уже как в покере: какая комбинация выпадет — на той и поедешь, сделав покер-фейс. Только вот в покере флеш-рояль выпадает редко, а мелкие комбинации — часто… Здесь наоборот. Еще частая особенность изношенных Равонов Р2 — сильный зазор между лючком бензобака и крылом (причина мне неизвестна: возможно, следствие номинального износа).
В технической и эргономической части также есть недоработки, но здесь стоит признать, что их совсем немного — даже для его цены.
Довольно дергающаяся коробка-автомат (здесь это обусловлено и ее 4-ступенчатой конструкцией, и ее техническим состоянием).
Проблемы в виде разбитых дорог (о них уже написано выше).
Селектор АКПП переключается во все режимы линейно, без угловых смещений и без ощутимых усилий. По данной причине можно при попытке установить «драйв» перескочить на пониженную передачу: машина тогда не сможет ехать быстрее дворовых скоростей, и двигатель при этом будет орать страшно. В ситуации, когда человек садится в нее в первый раз, это может напугать. Поэтому до отпускания тормоза следует убедиться, что на экране горит именно D, а не L (низкие передачи) и не 1 (первая передача). И, естественно, если едете вперед, то не R — задний ход 🙂
USB у автомобиля есть — это неоспоримый плюс. И он расположен не на панели мультимедийки, поэтому доработки операторов его не ликвидируют (проблема Каптюра). И расположен он очень эргономично. Но вот только он расположен не на виду! По данной причине я довольно много поездок на нем сделал, думая, что у него нет USB-гнезда (его расположение указано на фото).
Маленький багажник. Ситуация с перевозкой крупных товаров — единственная, в которой он не заменит переднеприводные седаны. Но, поскольку каршеринговый автомобиль не так часто оказывается нагружен габаритными грузами, статистически это не является его недостатком в сервисе краткосрочной аренды.
Почему же автомобиль можно назвать незаменимым, несмотря на такие недостатки? Ответ — потому что он удобный в сравнении с другими, даже более крупными машинами, при этом ощутимо их дешевле.
И еще: многие могут не согласиться, но я уверен, что у этой компании, где половина автомобилей — Равоны Р2, есть будущее в каршеринге. Их концепция, возможно, и требует доработок, но, вероятно, именно они станут пионерами в каком-либо нововведении. На мой взгляд, при приходе основного монополиста именно удачно выбранный по себестоимости автопарк, состоящий практически полностью из Р2 и Логанов, позволил им не исчезнуть полностью, а продолжить успешное функционирование по довольно удобному для пользователей тарифу, хоть и со сменой дислокации.
Промокоды автора, которые дадут бонусы вам и помогут сказать автору «спасибо» =)
Если вы хотите писать блоги, свяжитесь с нами по почте. Если вам нужна помощь с блогом, напишите Polly Volkova в нашем телеграм-чате.