Smart ForTwo: Инфильтратор городских паркингов и будущее мобильности
Каршеровод Леха Швепс объясняет, почему все минусы Smart ForTwo легко компенсируются его главным плюсом и областью применения.
Каршеровод Леха Швепс объясняет, почему все минусы Smart ForTwo легко компенсируются его главным плюсом и областью применения.
Что, по вашему, является основополагающим моментом для привлечения клиентов в каршеринг? Отсутствие ограничений по возрасту и стажу? Низкая цена аренды? Ухоженность автопарка? Отсутствие необоснованно высоких штрафов и презумпции вины? Широкая зона завершения?
На мой взгляд, одним из ключевых моментов является разнообразие автопарка. Причем оно может быть как эстетическим, так и функциональным. Осознание этого у меня появилось, когда я стал часто пользоваться каршерингом. В предыдущем посте я рассказывал про универсальную машину для сервиса краткосрочной аренды… Но, помимо универсальных каршеромобилей, также стоит отметить, что в автопарке каршеринговых операторов есть машины, функция которых сугубо специализирована. Именно к таким машинам и относится Смарт Форту.
Сразу отмечу, что живу в Санкт-Петербурге: здесь специфика автомобильного движения в целом и каршеринга в частности отличается от московской. Во-первых, отсутствует строгая разлинованность парковочных мест в центре. Во-вторых, отсутствует необходимость в каршеринге для бесплатной парковки на платных парковочных местах (у нас есть участок платной парковки, ограниченный Кирочной, Лиговским, Невским и Фонтанкой, но он, слава богу, вроде как не собирается разрастаться, и бесплатно на нем паркуется только Яндекс, у большинства остальных операторов эта территория вообще убрана из зоны завершения). В-третьих, совершенно другой порядок цен: нет утренних и динамических тарифов — следовательно, в среднем каршеринг у нас обходится дороже.
Тем не менее локации со схожими проблемами парковки, думаю, можно найти и в Москве.
Теперь перейдем непосредственно к обзору автомобиля.
Первое, что отмечается при осмотре, — это, безусловно, наличие всего двух сидений и сверхмалые габариты. Машина запросто допускает перпендикулярную парковку там, где все стоят параллельно (warning: применять только в случае крайней необходимости). Но у данного автомобиля также есть и другие отличительные черты: следует отметить довольно удобный кузов хетчбек и близость колес к краям автомобиля, а также пластиковые облицовочные детали (кто не знал — большинство наружных кузовных деталей Смарта сделаны из пластика, стальной несущий кузов проглядывает только в области задних крыльев, стоек и крыши). Это делает автомобиль очень пригодным для удобной и быстрой парковки (даже несмотря на низкий клиренс).
Кроме того, малая масса автомобиля позволяет экономить бензин (снижает себестоимость автомобиля в каршеринге). Помимо этого, Смарты имеют хороший и разнообразный дизайн салона, хорошо оснащены электроникой и средствами пассивной безопасности и всегда имеют USB-вход для зарядки и аудиоканала.
По технической части Смарт имеет ряд особенностей, связанных с заднемоторной компоновкой. И если некоторые из них глазу каршеровода не видны или сугубо технические (довольно замысловатая задняя полунезависимая подвеска под приводную ось; «капот», в отличие от других заднемоторных, является именно капотом, а не багажником — все горловины технических жидкостей и радиатор находятся именно там, и да, он у него не «открывается», а снимается полностью), то некоторые особенности заднемоторной компоновки все же обращают на себя внимание. И они являются скорее негативными:
Он на Смарте довольно громкий и «нестандартный», а также непривычен по причине другой локализации мотора, соответственно, и источника звука. Также вклад в нестандартность звука двигателя дают принципиально иная шумоизоляция заднемоторного автомобиля и необычная выхлопная система (глушитель очень короткий). При этом сам мотор не отличается какими-либо особенностями: разве что следует отметить, что он у Смарта трехцилиндровый и очень маленького объема — 1 л и 0,9 л турбо.
За счет очень короткой колесной базы и отличного от переднемоторного автомобиля распределения веса и тормозных усилий Форту при торможении дает вестибулярному аппарату несколько непривычное ощущение ускорений, что в начале поездки может вызывать дискомфорт. Также, применительно к каршерингу, у них часто бывают изношенные тормоза, что усугубляет ситуацию.
Вроде бы автомобиль размером в половину стандартного автомобиля вмещается запросто куда угодно. НО! Заднемоторная компоновка за счет того же распределения веса и усилий имеет свои особенности при маневрировании задним ходом. Не скажу что они сильно затрудняют парковку, но, тем не менее, к парковке на Смарте все же следует приноровиться.
Также у данного автомобиля роботизированная трансмиссия. Она достаточно вялая. Но не в контексте шашечников и прочих покемонов, которым «кабыл пад капотом нихватает, так как робат атнял мощнасть», — трансмиссия вялая в ситуации перемещения в пробках: она непривычно долго реагирует на отпускание тормоза, и имеются даже риски откатиться назад, если машина стоит под наклоном. Особенно усугубляет ситуацию автоматический старт-стоп (машина делалась под тотальную экономию, поэтому данная опция есть на всех версиях автомобиля) — в ситуации, когда он включен, за время запуска двигателя уже можно успеть неприлично близко подкатиться к сзади расположенной машине.
Поэтому если маршрут идет через подъемы-спуски, то рекомендую его либо сразу же отключать (кнопка первая от двери, слева под рулем), либо ставить каждый раз на ручник и отпускать педаль тормоза на ручнике (как сцепление на механике). Еще один не очень хороший момент — отсутствие тахометра, но это, думаю, не всем каршероводам мешает.
И все же перейдем к двум главным минусам машины, благодаря которым она вписывается именно в разряд специализированных, а не универсальных автомобилей каршеринга:
Это ощутимый минус для каршеринга, так как в каршеринге, в отличие от другого общественного транспорта, не увеличивается цена за количество пассажиров. Таким образом, на двухместном Смарте имеются ограничения по экономии в ситуациях, когда способ экономии — это один автомобиль на несколько человек.
Дороги, воспринимаемые при езде на кроссовере как хорошие, а на обычном автомобиле как умеренные, на Смарте определяются как «раздолбанные».
Дороги, воспринимаемые при езде на кроссовере как умеренные, а на обычном автомобиле как раздолбанные, на Смарте определяются как «непроходимые».
Смарт сильно подбрасывает на кочках, даже мелкие ямки могут ударить по днищу или пробить подвеску. Небольшая колесная база при этом обеспечивает хорошую передачу довольно резких ускорений на передвигающихся в машине людей. Это все делает Форту непригодным на многих маршрутах, на которых остальные автомобили каршеринга являются беспроблемными или как минимум допустимыми.
Соответственно, оценив плюсы и минусы автомобиля, можно сказать его предназначение. Но для этого следует все же написать его главный, с точки зрения каршеровода, плюс. Это скорость.
Не та «шашечная», не дающая никакого выигрыша скорость, а именно нормальная скорость (среднее расстояние в пути деленное на среднее время пути), в которой один из основных компонентов — подъехать как можно ближе к месту назначения и быстро запарковаться. Смарт Форту может встать там, где для других машин, даже совсем маленьких (Смарт Форфор, Равон Р2, Фиат 500, Киа Пиканто), места не найдется в принципе. Для него парковочными местами зачастую являются случайно оставленные интервалы между припаркованными «без зазора» автомобилями. Там, где нет разлиновки парковочных мест (теперь понятно, почему я указал этот пункт в начале текста), Форту запросто найдет место для парковки.
Поэтому область применения его в каршеринге — это проблемы с парковкой в точке назначения. С этой задачей он справляется лучше всех других: перечисленные выше «конкуренты» тоже имеют плюсы с компактной парковкой, но для них при прочих равных все же место искать придется значительно дольше: длина всех вышеперечисленных машин — в районе 3,5 м, длина Форту — 2,7 м, при этом чем меньше по длине требуемый интервал парковочного места — тем вероятнее, что он возникнет при случайном взаиморасположении автомобилей. Также при появлении места, подходящего как для Форту, так и для остальных перечисленных, на остальных придется дольше парковаться в маленьком интервале.
Проблемы с парковкой часто бывают именно в центре города (не важно какого), где почти не бывает плохих дорог. При этом все минусы двухместного Смарта становятся неактуальны. По данной причине машину в каршеринге можно рассматривать как идеальный «инфильтратор» забитых центральных парковочных стоянок. Что касается центра Санкт-Петербурга, то днем туда вряд ли вообще получится успешно и быстро поехать по делам на каршеринге. Но! Это утверждение верно для всех каршеринговых автомобилей, кроме Смарт Форту. Поэтому смысл этого маленького автомобиля для каршеринга огромен. Более того, возможно, именно за подобными «специализированными» автомобилями — как личными, так и общими — лежит будущее мобильности в крупных городах.
Промокоды автора, которые дадут бонусы вам и помогут сказать автору «спасибо» =)
Если вы хотите писать блоги, свяжитесь с нами по почте. Если вам нужна помощь с блогом, напишите Polly Volkova в нашем телеграм-чате.