Кикшеринг YouDrive Lite открывает границы: Да здравствует Кипр!
Каршеровод Павел Новоселов оценивает появившиеся на Кипре электросамокаты YouDrive Lite и решает, могут ли они стать альтернативой неплохому местному общественному транспорту.
Каршеровод Павел Новоселов оценивает появившиеся на Кипре электросамокаты YouDrive Lite и решает, могут ли они стать альтернативой неплохому местному общественному транспорту.
Что такое кикшеринг, в России узнали относительно недавно. Если быть точным, чуть больше года назад, когда такие гиганты рынка каршеринга, как YouDrive и Делимобиль, практически одновременно запустили свои проекты в славном городе Москва.
В начале 2019 года я нашел работу на Кипре, что, конечно, заставило меня позабыть о технологиях совместного использования, однако буквально через пару месяцев я совершенно случайно получил весточку от YouDrive Lite: кикшеринг в тестовом режиме запускается в Лимасоле.
Почему же такой оптимальный вид траспорта несильно популярен в России? Здесь можно выделить несколько причин:
1) Погодные условия. Я думаю, все понимают, что электросамокаты можно использовать от силы 5 месяцев в году. Представляете себе самокат на гололеде? Вот и я не могу.
2) Вандализм. Что вытворяют недоразвитые представители человеческого рода с авто каршеринга, мы уже видели. Что же может произойти пусть и с пристегнутым к забору самокатом, представить страшно.
3) Ценовая политика. Конечно, столь малые габариты несомненно дают преимущество в городе, однако арендовывать самокат по цене самого дешевого автомобиля из парка каршеринга иногда просто невменяемо. Особенно учитывая наличие в центре платной парковки и возможности найти свободное место.
4) Мобильность. Самый большой гвоздь в крышку гроба. Когда забрать и вернуть транспорт можно лишь в определенных местах, прелесть кикшеринга теряется, все становится слишком похожим на обычный прокат.
Как мы знаем, YouDrive Lite пошел дальше, попробовав в конце сезона еще запустить прокат скутеров до кучи. Это тоже была интересная идея, более мобильная и универсальная, но на корню сгубленная ценообразованием. За такие деньги уже был и хороший выбор среди классического каршеринга.
В 2019 году компании-пионеры кикшеринга все-таки посчитали целесообразным развиваться в этом направлении, однако приложение с синей стрелочкой смогло продолжить работу только на территории других государств.
Насколько мне известно, сервис работает в Ереване с осени 2018-го, но до Армении я пока не добрался, зато могу совершенно точно рассказать вам, что же творится на Кипре.
Это было маленькое кафе в самом центре Лимасола, приятный прохладный вечер знойного августа и порядка пяти самокатов у входа. Как только я забронировал самокат и начал фотографировать царапину, ко мне подошел парень, кажется, Андрей, который оказался тестировщиком ЮДрайва, он же мне и объяснил, как передвигаться на этом двухколесном средстве, немного поведал о том, что работают они в тестовом режиме и, скорее всего, будут открываться в других городах на Кипре.
Модель самоката уже хорошо знакома каршероводам: конечно, речь о Segway Ninebot. Привыкать к чему-либо не пришлось, достаточно лишь было занять правильную позу, держа одну ногу в зоне досягаемости тормоза. Об этом вам также красноречиво напомнит приложение.
Первые ощущения были прекрасны, даже сравнимы с самой первой моей поездкой на казавшемся «взрослым» на тот момент велосипеде «Школьник». Я наслаждался каждой минутой и пообещал себе обязательно прокатиться еще раз, когда я буду в Лимасоле снова, так как проживаю я в Пафосе.
Тем не менее в мои планы внеслись некоторые коррективы, так как 1 сентября все самокаты на карте исчезли, а чуть позже стали появляться только в столице Кипра Никосии.
Но как-то в середине сентября дела занесли меня в Ларнаку, где я просто ради интереса снова запустил приложение…
Буду честным, зона завершения аренды довольно небольшая, поэтому съездить в торговый центр или на Соленое озеро у вас точно не получится. Зато проехать вдоль береговой линии от Маккензи Бич до Финникудеса — это пожалуйста. Логику чуть позже я понял: именно в этой зоне организованы велосипедные дорожки. С одной стороны, идея верная, с другой стороны, ориентирована она только на туристов, оставляя местное население по большей части за пределами синей зоны.
Бронирование осуществляется по факту прихода к самокату, что, конечно, тоже накладывает определенные риски, однако при населении города менее чем 100 000 жителей спрос не так велик. Приложение любезно указывает нам расстояние до ближайшего самоката, и мы отправляемся в путь.
В первую очередь после бронирования нас просят включить Bluetooth, по которому можно разблокировать самокат, и затем включается камера для прочтения QR-кода на руле. Если видимость недостаточная, то предлагается ввести код вручную. После этого нам выдают код обычного велосипедного замка и просят сфотографировать повреждения. После отправки фотографий автоматически начинается аренда и списываются 0.50€, а каждая последующая минута обходится в 0.15.
После нажатия правого флажка самокат незаметно набирает 24-25 км/ч, только успевай засекать! И именно в этот момент становится понятно назначение велосипедных дорожек, а также начинают раздражать люди, гуляющие по ним, как по бульвару. Остановиться проще всего нажав ногой на задний тормоз, щиток которого прикрывает колесо, в особой ситуации помогая передним тормозом (левый флажок). И все же сигнала у самоката нет, поэтому приходится кричать «Рэээ!», поскольку русский мат в Ларнаке понимают немногие.
Также не забывайте, что батарея тоже не вечная, однако приложение заранее пишет запас хода, так что сориентироваться несложно. В среднем у найденных двухколесных наблюдалось по 15 км «заряда». Период респауна, по моим подсчетам, составляет около 3 часов, поэтому риска нарваться на откровенно севший самокат практически нету.
А еще стоит помнить, что велодорожки есть не везде. Движение по тротуарам формально не запрещено, однако местами они достаточно узкие, также очень много пешеходов, особенно в туристической части. Усугубляет ситуацию большое количество «антипарковочных» столбиков: если в такой влететь, мало не покажется. Ездить же по проезжей части опасно, культура вождения у киприотов немного хромает, вас могут смять и не заметить. Поэтому вывод один: ехать нужно по тротуару на максимально безопасной скорости. Для полицейских, выписывающих штрафы за парковку, несущийся по тротуарной плитке самокат был пустым местом, даже при наличии зрительного контакта.
Незаметно день подошел к концу, мне нужно было ехать в сторону аэропорта, поэтому самокат был припаркован в конце синей зоны, у пляжа Mackenzie. Я завершил четвертую или пятую аренду, защелкнул кодовый замок, в очередной раз приложение попросило сделать фото самоката общим планом. Благодарность за пользование сервисом не вызывает у меня никаких эмоций, потому что я жду рейсовый автобус, который все-таки вынужден использовать. И тут настало время калькуляции.
За 5 часов пребывания в Ларнаке я находился в движении 2-2,5 часа, потратив примерно 21-22 евро. В пересчете на рубли это примерно около 1500. Недешево, очень недешево, причем последнюю поездку стоимостью 2,75 евро я легко мог пропустить, сразу воспользовавшись автобусом 425, который и так доставил меня в аэропорт. А ведь проезд стоит всего 1.5 евро.
Более того, у мировых компаний автопроката ценник суточной аренды автомобиля по состоянию на сентябрь составляет 27-29 евро. И это на СУТКИ!
Выводов писать не буду, думаю, что вам и так все понятно. Конечно, кикшеринг на Кипре вполне имеет право на жизнь, особенно популярна эта штука у студентов в Никосии, которые еще не получили водительское удостоверение. Но при такой ценовой политике YouDrive Lite является больше развлечением для туристов, нежели полноценной альтернативой общественному (довольно-таки неплохому) транспорту.
Советы руководству компании хотел бы дать по двум направлениям: придумайте, пожалуйста, гибкую тарификацию, часовые тарифы (привет от Делисамоката) и, конечно же, расширяйте зону покрытия в городах присутствия, возвращайтесь в Лимасол.
Промокоды автора, которые дадут бонусы вам и помогут сказать автору «спасибо» =)
Если вы хотите писать блоги, свяжитесь с нами по почте. Если вам нужна помощь с блогом, напишите Polly Volkova в нашем телеграм-чате.