Каршеринг в такси: Настоящее и будущее
Каршеровод Михаил Грозовский обратил внимание на новую бизнес-модель и разобрался, какие сложности связаны с ней сегодня и возможно ли ее развитие в дальнейшем.
Каршеровод Михаил Грозовский обратил внимание на новую бизнес-модель и разобрался, какие сложности связаны с ней сегодня и возможно ли ее развитие в дальнейшем.
Возможен ли в России настоящий каршеринг в такси? Компании классического каршеринга — TimCar, YouDrive — уже пытаются играть на этом рынке. Кто еще зарабатывает на каршеринге в такси и какие перспективы у этой модели аренды?
Помните недавнюю новость о том, что TimCar собирается сдавать свои машины в такси? Возможно, эта инициатива компании ничем конкретным и не закончится, но это навело меня на размышления о том, какие вообще перспективы у каршеринга-такси в России.
А еще меня навел на эту мысль разговор с моим парикмахером. Отвлеченная беседа неожиданно перешла на такси и аренду машин, когда вдруг он спросил, не слышал ли я о необычном каршеринге для таксистов, когда машину для работы в такси можно взять за 49 руб. в час. Конечно, я уже об этом слышал, причем все, кто мне об этом ни рассказывал, говорили о необычном каршеринге с придыханием. Ходят слухи, что в Калуге все побросали свои арендные машины и теперь соревнуются в том, кто первый возьмет Renault Logan на столь выгодных условиях.
Однако обо всем по порядку. Как складывался рынок каршеринга-такси и что происходит на нем сейчас?
Естественным образом, проект зародился в Москве, где крутятся все деньги России и спрос на машины выше, в том числе выше спрос и на такси. YouDrive стал первопроходцем на этом рынке и не поскупился в средствах — по городу теперь раскатывают желтые BMW 2-й серии, которые бросаются в глаза. Невиданная роскошь для таксиста! 12-часовая аренда комфортабельной машины обойдется таксисту в символическую сумму всего от 1200 руб.
Кстати, о ценах и экономике этого ремесла. При стоимости аренды около 1500 руб. в день и средних расходах на бензин и периодическую мойку (летом — реже, зимой — чаще) водитель при смене 10—12 часов в день может заработать в Москве на эконом-тарифах 5 000 — 6000 руб. «грязными». Сами можете посчитать, что хотя эта работа и не из простых, но в целом «навар» получается значительным с учетом того, что профессия эта все-таки низкой квалификации (не желаю задеть чувства водителей).
Количество машин, которые YouDrive выделил под такси, известно в точности только самой каршеринговой компании, однако, по моей оценке, речь может идти о 50 машинах, тогда как сам YouDrive заявляет о 200 машинах. Кому верить, решайте сами.
YouDrive полностью аутсорсит процесс подключения к такси через один из московских таксопарков (компанию-партнера крупных сервисов такси). Чтобы взять машину, надо ножками приехать в таксопарк на юге Москвы утром, пройти подключение в сервисах такси, например «Яндекс.Такси» и Gett, и обязательный медицинский осмотр на причудливом аппарате. Вся процедура в первый раз занимает от получаса до часа, после чего менеджер с удовольствием выдает машину в аренду.
На данный момент компания работает с водителями, у которых есть ИП, или с самозанятыми таксистами (особый налоговый режим, который позволяет выплачивать доход от поездок напрямую на расчетный счет водителя). Вечером завершить аренду можно только там же, где и брал машину, а утром необходимо повторить всю процедуру сначала.
В чем же тогда вообще заключается каршеринг? Хороший вопрос! Дело в том, что московское правительство при всем своем стремлении к развитию каршеринга для простых людей не считает модель каршеринга перспективной для рынка такси. Скажу проще, каршеринг и такси в Москве фактически несовместимы.
Почему это так? Дело в том, что в последние месяцы московские транспортные власти резко ужесточили контроль за отраслью такси. Каршеринг — это прежде всего свобода, свобода выбора машины и передвижения по городу. А московское такси — полная противоположность свободе. При строгом соблюдении закона водитель такси как человек, управляющий общественным транспортом, подвержен всяческим строгим проверкам и подчиняется определенным регламентам. Одно из ключевых требований — наличие путевого листа, бумаги, в которой сделаны отметки о прохождении водителем медицинского осмотра, а машиной — технического осмотра, а также оборудование машины специальной символикой такси.
Именно поэтому путь таксиста YouDrive каждое утро начинается в таксопарке на юге Москвы и завершается трудовой день там же. Думаю, никто не станет спорить с тем, что YouDrive — отличная технологическая-транспортная компания полного цикла, но даже в их исполнении каршеринг такси выглядит кособоко, поскольку необходимо полностью соблюдать требования московского правительства.
Впрочем, YouDrive не единственная и не последняя компания, которая старается играть на рынке каршеринга для такси. Среди других игроков в Москве можно назвать небольшой сервис аренды такси «Арто» (250 машин эконом-класса: Kia Rio, Hyundai Solaris и прочие). Причем по причине сложностей госрегулирования в Москве каршеринг-такси проще развивать в регионах, поэтому не исключаю появления нескольких локальных интересных игроков на этом поле (привет моему парикмахеру).
Ну и, конечно, возможно, вы слышали про небольшую российскую компанию, которая занимается одновременно такси и каршерингом? Давайте сделаем ставки, как быстро появится каршеринг для таксистов от «Яндекса». Вижу только одну причину, почему этого еще не произошло — пресловутое госрегулирование, но «Яндекс.Такси» уже делает активные шаги в решении этого вопроса. В частности, в Москве действует проект, в котором водители могут утром пройти медосмотр на специальном аппарате на заправках. Фактически это первый шаг к автоматизации процесса выдачи путевых листов для таксистов, а дальше «Яндексу» уже рукой подать до собственного такси-каршеринга.
Если дела в классическом каршеринге не заладились (см. пример TimCar), уход в такси может быть интересным бизнес-решением для компании. Валовый доход от деятельности несложно прикинуть путем умножения арендной ставки на количество дней в месяце. Таким образом, одна машина может приносить «грязными» около 40 тыс. руб. в месяц. Если аккуратно рассчитать экономику проекта на три года и учесть остаточную стоимость машины, звезды могут вполне сойтись.
Пока сами каршеринги так не считают, но на этом поле давно и успешно работают компании классической аренды такси. Раз не уходят, а только развиваются — значит, зарабатывают. Главное — поосторожнее с лизингом! Уже слышу возмущенные возгласы из зала, мол, что останется от машины после трех лет в такси. На удивление немало остается. Это миф, что машины в такси «убивают», и уж тем более машины страдают не больше, чем в каршеринге. Поэтому каршеринг в такси — почему нет?
Пишите в комментариях, что вы думаете о перспективах развития рынка каршеринга для такси в Москве и в других городах.
Промокоды автора, которые дадут бонусы вам и помогут сказать автору «спасибо» =)
Если вы хотите писать блоги, свяжитесь с нами по почте. Если вам нужна помощь с блогом, напишите Polly Volkova в нашем телеграм-чате.