Каршеринг или такси в аэропорт? Почему мое мнение поменялось
Каршеровод Павел Орос объясняет, чем сегодня беспокоит работа сервисов такси и почему для него теперь предпочтительнее каршеринг.
Каршеровод Павел Орос объясняет, чем сегодня беспокоит работа сервисов такси и почему для него теперь предпочтительнее каршеринг.
Используя каршеринг для поездок на рабочие встречи в Шереметьево последние полгода, я много раз задумывался о целесообразности использования этого вида транспорта для трансфера в аэропорт/из аэропорта при авиапутешествиях — прежде всего как об альтернативе трансферу на такси. В моем мысленном сравнении участвовали только эти два варианта, и вот почему. Аэроэкспрессы и метро могут быть спасительным кругом, когда город парализован пробками, но если вы путешествуете с громоздким багажом, то пробираться через лестницы и переходы советской эпохи — немалое испытание (и это не говоря о том, что многим до метро еще нужно добираться каким-то наземным транспортом). Если дороги более-менее свободны, то максимальный комфорт трансфера от подъезда до дверей аэропорта может обеспечить автомобиль.
Бесспорно, лучше всего, когда знакомый человек может довезти или встретить нас в аэропорту на своей или нашей машине. Но если в плане трансфера приходится рассчитывать только на себя, остается три варианта: личный автомобиль, такси и каршеринг. Поездка на личном автомобиле оптимальна для кратковременных авиапутешествий: цена суточной парковки в аэропортах достаточно высокая. Если вы улетаете на срок две недели и дольше, то даже при выборе более дешевых (и более удаленных от терминалов) долгосрочных парковок сумма выйдет приличная. В таких случаях на выбор остаются такси и каршеринг.
На первый взгляд, решение казалось очевидным: каршеринг бюджетнее, а такси комфортнее и безопаснее. Да, я всегда выбирал каршеринг, удачно совмещая комфорт с бюджетностью, но условия моих рабочих поездок в Шереметьево сильно отличались от сценария поездки авиапассажира. У меня не было рейса, на который надо было успеть и который в случае моей задержки не стал бы меня ждать. У меня не было с собой тяжелого багажа и сумок с важными документами и ценностями. Каршеринговый автомобиль я не подгонял к подъезду из-за багажа, а доходил до него пешком в окрестностях ближайшей станции МЦК. В случае, если бы я попал в ДТП (тьфу-тьфу), мое опоздание в аэропорт в самом худшем случае стоило бы мне одной несостоявшейся рабочей встречи, а не улетевшего рейса стоимостью в десятки тысяч рублей. Точно так же при дороге обратно в город я не был в состоянии транса после многих часов бессонного ночного перелета.
Мысленно ставя себя на место авиапассажира, я считал, что скорее предпочту такси, особенно при вылете. Это казалось комфортнее и безопаснее, и такие вещи перед авиапутешествием в приоритете. Ведь мне не нужно будет напрягать внимание и фокусироваться на дороге, верно? И когда я еду пассажиром, пробки уже не так сильно выматывают? Самая главная опасность поездки на каршеринге — попадание в ДТП и необходимость многочасовой задержки для оформления документов — в моем представлении легла бы на плечи водителя такси. В таком случае, думал я, я просто выйду из аварийной машины, заберу чемодан из багажника и вызову следующую.
Однако что-то в этой простой логике меня не устраивало. Для того, чтобы размышления пошли дальше и глубже, должно было произойти какое-то открывающее глаза событие. И оно произошло.
Это было неприятное событие. Честно говоря, трагическое. Оно произошло не со мной, но от этого оно не становится менее важным для меня. Лично я никуда не улетал и ближайшее время не планирую. Об этом событии я узнал в Интернете, и новость не получила широкой огласки на фоне первых дней Чемпионата. Речь идет о такси, въехавшем в толпу пешеходов на тротуаре в самом центре Москвы. Кадры с камеры видеонаблюдения реально шокирующие (уберите детей от экрана):
Слава Богу, погибших не было, но некоторые тяжело пострадали, включая одного иностранца. По факту ДТП возбуждено уголовное дело. Следствие продолжается с выяснением причин и обстоятельств (насколько я знаю на момент написания этого поста), но вот что стало предварительно известно. Водитель машины, совершившей наезд, пытался сбежать (видно на видео). При задержании он дал показания, что был за рулем более двух суток, заснул посреди дороги, повернул руль вправо весом туловища и, очнувшись, перепутал педаль газа с тормозом. Медицинское освидетельствование показало отсутствие алкоголя и наркотических веществ в крови. Судя по траектории движения автомобиля на видео, такая версия кажется достаточно правдоподобной.
Окончательные выводы должны быть сделаны в ходе следствия. Но что конструктивного мы можем вынести из этого ужасного события уже сейчас? Меня реально удивляли реакции людей. Одни не видели в ситуации ничего, кроме иностранного гражданства и неславянского имени водителя. Другие утверждали, что это, «конечно же, был теракт, ведь они же [т. н. «радикальные исламисты»] обещали нам испортить чемпионат». Третьи призывали сделать улицы в центре Москвы полностью пешеходными — как будто такие наезды не могут происходить в других местах. Источники в СМИ акцентировали внимание на том, что у таксопарка не было аккредитации на работу в период Чемпионата.
При этом мало кто говорил о том, как вообще могло получиться, что водитель формально легального такси оказался на линии после двух суток беспрерывной работы. И о том, что это означает для всех нас — пешеходов, автомобилистов и потенциальных пассажиров такси. Мне казалось, что это более важный и насущный вопрос в данной ситуации, чем ксенофобия, расизм, теории заговора, осуждение и призывы к смертной казни. Размышляя об этом, я вспомнил несколько историй.
Первая из них — получившая известность история москвички Елены Гращенковой, которая вызвала машину по прилете в Пулково через Яндекс.Такси. Женщина получила серьезные травмы в результате ДТП: водитель на скорости 70 км/ч не справился с управлением. Как оказалось, водитель был ранее судим за перевозку наркотиков и, согласно показаниям потерпевшей, мог находиться в состоянии наркотического опьянения. Машина у него была на основании договора субаренды и принадлежала компании, которая не заключала партнерское соглашение с Яндекс.Такси. Заказ был каким-то образом передан через другой таксопарк. В итоге после длительного лечения Елена сейчас судится с Яндексом: взыскать деньги с водителя и перевозчика не получилось.
Вторая история — про моего друга, который в январе этого года в перерыве между увольнением с одной работы и началом другой решил пойти «подработать» в Uber. На самом деле ему не столько были нужны деньги, сколько возможность получить машину в круглосуточную аренду от таксопарка: своей у него не было. По сути, он вышел на эту работу не от безысходности и бедности, как приезжающие сюда граждане государств СНГ, а «по приколу». У него была своя квартира в Москве, еда на столе, два высших образования, определенные накопления и будущее на новой работе — просто на холодное время года ему захотелось иметь машину в своем постоянном распоряжении вместо пользования каршерингом. И вот что получилось.
Таксопарк подключил его к Uber, по сути, полулегально. У него не попросили медицинских справок, никто не проверил наличие судимостей, штрафов или предыдущих ДТП. Просто за наличные дали в аренду машину и подключили к приложению. КАСКО не было, и первые четыре дня он работал даже без внесения в ОСАГО, пока я не объяснил ему, чем такое чревато. Но самое поучительное — это финансовая сторона вопроса. При работе по 6-9 часов в день его заработок еле-еле покрывал расходы на аренду машины и бензин. И это был не один неудачный день. Так было все время. Таковы были комиссии и условия аренды относительно недорогой KIA Rio. Также, вопреки его достаточно наивным ожиданиям, работать в своей части Москвы не получилось: каждое утро приходилось ехать через весь город в места, где вероятность получение заказа была больше.
В итоге через три недели такой «работы» он её бросил. Слава Богу, обошлось без ДТП и других эксцессов. Ничего не потерял, но ничего особо и не заработал. Вывод, который он сделал из своего реального опыта: чтобы зарабатывать больше 1000 рублей чистой прибыли в день на такси, нужно работать от 12 часов в сутки, желательно большую часть времени ночью.
Похоже на рабство? Я считаю, что вполне.
О похожем опыте слышал и от других знакомых, которые работали с Яндекс.Такси и Ситимобил. Другой мой друг, работающий в Яндексе много лет, подтвердил, что компания пыталась бороться с длительным временем работы одного водителя на линии путем программных ограничений, но это было легко обойти путем переключения на другого агрегатора. Десять часов на Яндексе, потом столько же на Ситимобиле, потом переходим на Uber, а потом опять по кругу. Двое бессонных суток — как нечего делать. И, к сожалению, когда ты не москвич с собственным жильем, последней моделью айфона и двумя высшими образованиями, которому по фану понадобилась на пару месяцев теплая машина, а приезжий, которому надо снимать хоть какое-то жилье и еще посылать деньги родственникам в страну, где немыслимая для москвичей бедность и тотальная безработица, то ты согласишься на работу в рабстве. Потому что выхода другого у тебя просто нет.
Третья история — из моего личного опыта, причем относительно недавнего. Похоже, что именно эта история подсознательно не давала мне принять гипотезу о том, что такси безопаснее каршеринга. Три года назад я был в пятидневной командировке в Испании и прилетел из Мадрида в Домодедово. Февраль. Снег. Два часа ночи. Аэроэкспрессы спят вместе с метро и автобусами. Вызываю такси через Ситимобил. Машина приезжает в течение десяти минут. Водитель славянской внешности, на первый взгляд, вполне адекватный. Ничто не предвещало блокбастера с Солярисом в главной роли, но он начался. Из аэропорта в Ясенево он довез меня за 16 минут. Шестнадцать минут, Карл! Вместо тридцати пяти! По зимней ночной дороге он ехал со скоростью под 200 км/ч и по МКАДу стал ехать еще быстрее. Камер тогда то ли не было, то ли их еще не включили, то ли номер у него был пуленепробиваемый, но скорость была именно такая.
Я спросонья не поверил своим глазам, когда с заднего сиденья первый раз увидел спидометр. Естественно, я попытался привести водителя в чувство, и не один раз, но это было безрезультатно. На двухполосной трассе из аэропорта он ехал по левому ряду и постоянно оттормаживался перед машинами, которые пытались перестроиться влево, и сигналил им. Он ехал почти в два раза быстрее потока. И вот что я реально мог сделать? Начать бить морду сидящему за рулем? Или катапультироваться из машины посреди МКАДа? Самое главное, к такому поведению его побуждала система, ведь тариф на трансфер из аэропорта был фиксированный, а не по счетчику. Соответственно, он был заинтересован довезти меня как можно быстрее, даже когда это создавало угрозу моей жизни (я оставлю за скобками, что человеку, похоже, было плевать на свою собственную жизнь).
Слава Богу, я доехал домой живым и на следующий день связался со службой поддержки Ситимобила с описанием ситуации. Они «извинились за неудобство» и начислили мне 150 бонусных рублей. Отличная награда за выигрыш в аттракционе смерти, да? При этом никакой информации о блокировке/отстранении/привлечении водителя к ответственности не было. Для агрегатора, как и для таксопарка, жизнь и безопасность клиентов не в приоритете по сравнению с профитом. Больше рабов — больше комиссии.
Четвертая история — про подругу, которая вызвала Яндекс.Такси домой с корпоратива в два часа ночи. По прибытии в пункт назначения водитель оставил двери запертыми до тех пор, пока она не поставила ему пять баллов рейтинга в приложении. Прямо так и сказал 25-летней девочке: «Не поставишь пятерку — не выпущу!» Понятное дело, она на следующий день написала об инциденте в службу поддержки, но что толку? Ведь могло бы быть еще хуже. Могли бы быть и приставания, и «у меня нет сдачи с тысячи/двух тысяч» — и что можно с таким человеком сделать в запертой машине в третьем часу ночи? Реально, заказывая такси, особенно будучи единственным пассажиром, мы не совсем четко осознаем, что делаем нашу жизнь и физическую безопасность уязвимой для действий незнакомого человека. И этот человек вполне может вести себя неадекватно, особенно когда поставщик заказов дает ему условия и/или стимулы для такого поведения. Разборки постфактум не всегда могут возместить причиненный вред, как это произошло с получившей увечья Еленой Гращенковой.
О чем эти истории? Бизнес-модель большинства таксопарков сегодня построена таким образом, что безопасность пассажиров не является приоритетом, как и безопасность и условия труда водителя. Приоритетом является максимальная откачка бабла — и водителей эксплуатируют в соответствии с этой стратегией. Бессонными сменами. Без медицинского освидетельствования. Без проверки легального бэкграунда. Иногда — с просроченными страховками или лицензиями. В Интернете есть куча фирм-посредников, подключающих за деньги к Uber, Яндекс.Такси и т. п. Сами агрегаторы здесь только создают и поддерживают мобильное приложение, собирают заказы, передают таксопаркам и забирают комиссии с них. То, что машина имеет оклейку или логотип известной компании, не означает, что эта компания сама предоставляет услуги по перевозке (и, как следствие, несет за них ответственность). Водители такси, безусловно, несут личную ответственность за неадекватное вождение, но сформированные таксопарками условия работы подстрекают их к этому.
В качестве аргумента в пользу выбора такси я часто слышу о безоговорочной вере людей в то, что заднее сиденье в машине — самое безопасное место. Исходя из этого, многие ездят в такси на заднем сиденье, даже не пристегиваясь. Но задумываемся ли мы о том, что в машинах класса Hyundai Solaris, KIA Rio и подобных популярных эконом-моделях подушки безопасности есть только спереди? И в случае столкновения на большой скорости с непристегнутым задним пассажиром происходит следующее:
Учитывая, что, оказавшись сами за рулем, мы имеем большую власть над адекватностью вождения автомобиля, логичны два вопроса.
1) Можем ли мы полностью отказаться от такси в пользу каршеринга?
2) Если можем, то является ли это необходимым во всех случаях?
Мой ответ на оба вопроса — нет. Во-первых, есть ситуации, когда сесть самому за руль неудобно/невозможно/противозаконно (после бессонного ночного рейса, после мероприятия с приемом алкоголя, в состоянии лихорадки с температурой 39 и затуманенной головой и т. п.). Во-вторых, вероятность попасть в аварию с получением серьезный увечий (как на анимации выше) есть не на каждом маршруте: она прямо пропорциональна скорости движения в поездке. В будний день при поездке от МГУ до Марьиной рощи или с Таганки в область по Волгоградскому проспекту в вечерний час пик большую часть времени любая машина будет ползти в пробках — неважно, личная, каршеринг или такси. Прежде всего, вероятность аварии со значительными увечьями присутствует на свободных широких дорогах с высокими лимитами максимальной скорости.
К счастью или к сожалению, но именно такими дорогами и являются аэропортовские трассы — Международное, Киевское и Домодедовское шоссе. Причем если маршрут начинается из загруженного трафика центра города, то для водителя может сработать очень опасный феномен — желание «отжать тапку в пол» после долгого стояния в пробках. У водителя такси, который проводит в пробках большую часть своего рабочего дня, такое желание будет больше, чем у человека, который пользуется каршерингом или личным автомобилем раз в день. Это желание может превысить благоразумие, и результат может оказаться трагичным.
Безусловно, не каждый вызов такси через агрегатора заканчивается приездом неадекватного водителя. Таких случаев лично в моем опыте было не более десяти процентов. Но стоят ли это десять процентов вообще какого-либо риска, когда реальная альтернатива — поехать на каршеринге? Контролировать исход лотереи в плане водителя мы вряд ли можем (даже вызывая такси по самым дорогим тарифам), и адекватность человека оценить до начала поездки не всегда возможно. Будет интересно услышать аргументы других каршероводов в дискуссии. Я изменил свое мнение на противоположное тому, что было: в случае необходимости трансфера к самолету я сделаю выбор в пользу каршеринга вместо такси. Безопасность и здоровье важнее денег, и на каршеринге они в гораздо большей степени в моих руках. Да, я принимаю риск того, что, как бы аккуратно я ни ехал, я все равно могу попасть в ДТП и в ожидании оформления документов пропустить своей рейс. Но цена такого риска для меня меньше риска опять оказаться на заднем сиденье Соляриса с водителем, «отжимающим» 200 км/ч по зимней трассе, потому что ему/таксопарку так выгоднее, а агрегатор эту ситуацию не контролирует.
Всем здоровья и безопасности на дорогах!
Промокоды автора, которые дадут бонусы вам и помогут сказать автору «спасибо» =)
Если вы хотите писать блоги, свяжитесь с нами по почте. Если вам нужна помощь с блогом, напишите Polly Volkova в нашем телеграм-чате.