Как все устроено
Руководитель одной из компаний, занимающейся мойкой автомобилей каршеринга, рассказал, как устроен весь процесс.
Об алгоритме работы. Какой бы однообразной услуга мойки автомобиля ни казалась, существует множество нюансов при работе с каждым отдельным оператором. Перенести модель работы одного оператора на другого не получится — у каждой компании возникают новые потребности.
Среди отличий — ракурс фотографий, пробег до мойки и к следующей машине после мойки, количество времени, в течение которого автомобиль может находиться в нашем распоряжении для оказания услуги (кто-то даёт возможность дольше держать автомобиль, для кого-то принципиально укладываться в 1 час с момента скрытия автомобиля от клиента до его возвращения на карту клиента), время начала и завершения работы (обычно с 22 до 6-7 часов).
Каждая компания выдвигает свои требования для более комфортного взаимодействия. Существенное отличие между операторами — способ предоставления автомобиля для мойки. У крупных компаний есть свой софт, который отправляет автомобиль на мойку, основываясь на определённых параметрах, а кто-то организовывает работу в мессенджере.
У мойщиков нет конкретного количества автомобилей, которые они обязаны отогнать за смену. Объем работы определяется временными рамками: начать и закончить в определенное время. Случаются разные накладки: автомобиль без бензина, колесо спущено, остановили сотрудники ДПС и т. д., поэтому жесткого регламента по количеству машин нет.
Действительно, мы не знаем в точности, сколько автомобилей будет вымыто конкретно сегодня, но примерно понимаем усредненное количество. Под это количество автомобилей выводится соответствующее количество перегонщиков.
Работа координируется по-разному. Но общее для всех операторов то, что у сотрудника должен быть аккаунт. Поездки бесплатные, разумеется, но при остановке ДПС он должен иметь аккаунт в приложении. Также это помогает быстро определить, на чье имя пришел штраф.
Перегонщик либо получает информацию о маршруте от диспетчера, либо сам координирует себя через софт компании (там он видит все машины, сам строит себе путь).
О поиске заказчиков. Коммерческое предложение на почту оказалось эффективным инструментом. Удивительно, но многие компании не игнорируют их. И, конечно же, хорошо, когда есть личный контакт с представителем компании. При выборе подрядчика компании берут во внимание в первую очередь разброс моек и объём машин, которые подрядчик готов вымыть за 1 ночь.
Крупным компаниям не интересны подрядчики, которые моют 10-20 автомобилей за ночь. Переговорные процессы сопровождаются проведением теста. Здесь оператор оценивает работу подрядчика и принимает решение о сотрудничестве.
О каршеринге. Личное отношение к каршерингу глобально не изменилось, но больше внимания, чем обычно, стал обращать на состояние автомобиля с точки зрения чистоты. Традиционно каждая машина моется раз в неделю, у некоторых операторов регулярность выше. По возможности обращаю внимание на состояние машин операторов, которых обслуживаем не мы. Интересно, насколько успешно они решают эту проблему.
Как выглядят сервисные приложения
Операторы координируют работу мойщиков, перегонщиков и других специалистов при помощи сервисного приложения или мессенджеров. Алгоритм работы везде примерно одинаков.
Ниже скриншот из сервисного приложения Яндекса. На карте отмечены автомобили, нуждающиеся в мойке. Оранжевый круг — обычная мойка, красный круг — срочная мойка.
Особенности работы с разными операторами
Как рассказал нам один из перегонщиков, алгоритм работы с операторами следующий:
Яндекс: Первый автомобиль можно брать в 22:00 (в 20:00, если срочная мойка), последний — в 07:00 (в 09:00 по выходным). Фотоотчет должен быть качественным, без размытых фотографий. Автомобиль нужно забронировать самостоятельно в приложении Я.СЕРВИС, причем обязательно ближайший к мойке. На выполнение задания дается максимально 1 час.
Белка: Просроченные более чем на 4 дня автомобили можно брать с 20:00. Для обычной мойки — с 23:00. Сдать до 6:30. На выполнение — 2 часа.
Матрешка: Автомобиль бронируется самостоятельно через клиентское приложение. Сдать его необходимо до 6:30. Выполнить тикет нужно не больше чем за два часа.
После мойки моя задача – принять машину. В ней не должно быть грязи ни на корпусе, ни в салоне. Нас, мойщиков, проверяют специальные проверяющие, если найдут где-то грязь, то оштрафуют.
Некоторым перегонщикам приходится самостоятельно мыть салон:
У нас перегонщик сам чистит салон. Кроме пылесоса. В основном машины не грязные по салону. Только в местах, где грязь естественна. Но бывают машины, в которых как будто перевозили работников бетонного завода, или после собак. Нужно напрягать мойщика и салон самому долго тереть. Самая главная проблема - это оттирать лобовое от вейперов и т. д., так как очень плохо очищается обычной тряпкой.
В YouDrive нам нельзя ничего химчистить, а в Яндексе это норма. Салон в идеале всегда.
Сколько можно заработать
В среднем за одну машину перегонщик получает 140-160 рублей в зависимости от компании и города. В Санкт-Петербурге дела обстоят так:
Я получаю 140 рублей за машину. Я максимум делал за смену 15 автомобилей, но видел и 20 обработанных машин у человека.
В Москве перегонщикам везет не всегда:
Не всегда устраивает объем работы. В среднем за ночь делается 8-10 машин, но иногда случается так, что делаешь несколько машин, после чего они просто кончаются. В такой день заработать не удается.
Взаимоотношения с ДПС
Все перегонщики отмечают повышенное внимание со стороны ДПС, некоторые говорят о том, что их за месяц останавливали более 20 раз. В большинстве случаев отпускают без дополнительных вопросов после предъявления технического аккаунта каршеринга.
Мы с экипажем можем стоять на одном светофоре, и только они увидят наклейки, то сразу загорается люстра. Практически каждый ночной наряд ДПС мой. Иногда просто стационарные посты ловят, а иногда прям едут с крякалкой и мигалками. Когда говоришь, что техник, и показываешь аккаунт, очень удивляются, что на такой должности девушка.
Бывает, что техников и перегонщиков принимают за сомнительных граждан:
Почти у каждого из нас есть фонарик для того, чтобы осматривать машину на повреждения. Одного моего коллегу задержал патруль ППС, приняв его за закладчика, когда он с фонариком осматривал машину, однако, видимо, сообразив, отпустили.
Нам устроили мобильный шиномонтаж под мостом, и однажды к нам в разгар процесса подъезжает наряд ДПС со словами: "А что вы тут делаете? Нам от неравнодушных граждан поступила наводка, что под мостом с каршеринга колеса крутят, возможно, воруют". Объяснили, что мы официально на этого оператора работаем, у всех сервисные аккаунты, мы техники и все такое. Сказали, что все ок, и уехали.
А если авария?
Все перегонщики несут материальную ответственность за автомобиль. В случае ДТП по их вине оплата ущерба в большинстве компаний ложится на них, но бывают исключения:
Знакомый выезжал с заправки на Каптюре Яндекса, не уступил авто, имеющему преимущество, и произошло столкновение. Фатал, Яндексу выплатил 30 000 рублей по франшизе.
Однако в большинстве случаев истории заканчиваются большими тратами:
У нас есть человек, который выплачивал 200к за разбитый X-Trail.
За «неспортивное» поведение за рулем можно лишиться работы:
Ну, еще знакомый пустил в занос Белку. Но это, наверное, обычно 50 000 и увольнение.
О сложностях и необычных ситуациях
Главная сложность в работе перегонщиков — это ночные смены:
Тяжело, наверно, не спать. Это очень сказывается на внешности, но это первое время, пока организм привыкает. После первой недели или двух ежедневной и еженощной работы я проспала 17 часов 😁😁😁
Некоторые видят в ночной работе существенные плюсы:
Я выбрал эту работу, потому что ее легко совмещать с учебой. В принципе, работа мне нравится, катаешься по ночному городу, слушаешь музыку, дороги ночью свободные, что прямо пропорционально влияет на скорость передвижения.
Иногда в работу перегонщиков вмешиваются внешние обстоятельства:
Было дело, что у меня на глазах грузили на эвакуатор автомобиль, который висел у меня в задаче. Это был настоящий провал.
Ночной город, безусловно, вносит свои коррективы в работу. Сразу несколько перегонщиков рассказали истории, что им приходилось забирать машины, в которых люди распивали алкоголь. К счастью, никто из них не стал проявлять агрессию. Но бывает всякое:
Вот обычно ночью по городу за машиной идешь, встречаются люди какие-то, идут по своим делам, кто-то с собакой гуляет, даже такие попадались в 3-4 часа ночи, даже юноши такой немного подозрительной наружности не кажутся подозрительными. А тут я иду мимо детской площадки в каких-то дворах в спальном районе, она освещена фонарями, и там посередине стоит мужик. Просто стоит и смотрит на меня. И я иду под фонарями по дороге и понимаю, что он меня видит и смотрит. А машина у меня где-то за кустами. Я просто на бегу открываю машину, серьезно, так быстро я в жизни никогда не бегала, просто запрыгиваю в машину даже без осмотра и фиксации повреждений, запираюсь и пулей из двора вылетаю. Вот со стороны это, наверно, смешно, но меня просто дикая паника накрыла.
Иногда на помощь приходится звать коллег:
Как раз очень показательный случай был, когда Яндекс.Навигатор мне показывал выезд в одном спальном районе, а по факту его там не было, и я застряла в проезде "кишке", из которого можно выехать только задом. Учитывая, что граждане паркуются как попало, то выехать самостоятельно я уже не могла, от машин по краям оставалось по десятку сантиметров и не задеть никого можно считать чудом. К слову о расстояниях, у меня не получалось открыть ни одну из передних дверей, и вылезала через задние пассажирские 🙈 Вот тогда да, я вызывала с шиномонтажа подмогу, и меня вытащили.
А за некоторыми машинами приходится идти в самые неожиданные места:
Я забирала машину на кладбище. Серьезно. Полвторого ночи я искала Каптюр на кладбище. Изначально думала, что это парк, поставила свою машину в разрешенном месте, иду через какой-то лесок, открываю карту, чтобы машина помигала, так как достаточно далеко припарковалась, а мне приложение показывает "участок номер такой-то, участок такой-то". Я, конечно, не боюсь, но было реально неприятно ночью бродить по Пискаревскому кладбищу 🙈
Большое спасибо всем, кто согласился пообщаться с нами и рассказать о своей работе. Надеемся, пользователи каршеринга начнут чаще задумываться о том, что мусор за ними убирают такие же люди.
Продолжение истории об изнанке каршеринга в следующих постах.