Наш канал в Телеграм

Договор с каршерингом простыми словами. Часть 2. Делимобиль

Каршеровод Иван Блинов почитал договор Делимобиля, чтобы найти в нем пункты, на которые стоит обратить внимание.

Неделю назад вышла моя первая статья в блоге каршеровода, где я начал затрагивать юридический аспект использования каршеринга. Тогда были рассмотрены вводные нюансы, сейчас хочу перейти к деталям. Изначально я планировал вставить сразу несколько операторов в один пост, но сейчас, по мере изучения юридических тонкостей в договорах каждого из них, становится понятно, что придется выпускаться чаще, но говорить о каждом операторе обязательно отдельно!

Первым делом, как и обещал, я полез в договор Делимобиля. Сам по себе документ довольно компактный, читается легко, ненужной воды не содержит. По содержанию, понятно, классика: куча обязательств висит на клиенте, при этом обязательства самой компании сводятся к «предоставить машину» — как и у любого бизнеса, типовой договор защищает только самого бизнесмена.

О рисках, которые неизбежно ложатся на человека, подписавшего договор, я писал в первом посте, так что здесь мы с этой мыслью уже смирились и спокойно изучаем, какие сюрпризы нас ждут.

Чтобы не перегружать пост, не буду комментировать каждый требующий внимания пункт отдельно, а постараюсь свести к единому повествованию, ссылки буду указывать в скобках.

Итак, поехали!

Общие положения и обязанности клиента

Уже со второго раздела («Общие положения») нас закидывают обязательствами, зачастую ничтожными или, как минимум, такими, которые не могут регулироваться настоящим договором в принципе. Например, вы соглашаетесь, что любой ущерб, который Делик вам насчитает, — правильный (2.8.8) и что вы не против того, что с вашими родственниками, соседями и тд. будут общаться коллекторы для взыскания вашей задолженности (2.21). Здесь, как говорится, слов нет.

Далее видим уже более серьезные моменты. Так, компания передает вам информацию любым каналом связи, каким посчитает нужным – и уже ваша проблема, что вы ее не получили (например, электронка считается полученной с момента ее отправки) (2.18).

Пункт 2.23 заставляет клиента признать, что к приложению Дели, хоть оно и может сбоить, претензии не принимаются (по закону, конечно, это не означает, что из-за сбоя в системе вы непременно должны заплатить за те условные 20 минут, в течение которых сервера Дели, скажем, упали и вы не могли завершить аренду).

Еще вы должны, например, следить сами за правильностью оформления каждой бумажонки каждым госорганом, допустим, справки ГИБДД при ДТП, ведь если у Делика возникнут проблемы из-за ошибки в ней, то лягут они все на клиента (2.25.10).

Еще есть большой раздел про случай, когда авто забрал эвакуатор (2.25.11). Само собой, вы не только платите за все, но еще и должны бегать по первому требованию в ГАИ, взять все справки, передать их сотрудникам компании, да еще при этом вас могут «привлечь к возврату ТС» со штрафстоянки. Если успеете забрать машину оттуда в «установленные Арендодателем» сроки и «возмещаете причиненные убытки», вам могут позволить не платить штраф 2000 рублей в пользу Дели. В общем, лучше не паркуйтесь под знаком – целый день и прорва денег будут убиты.

Права оператора

После раздела про обязанности клиента начинаются права арендодателя, хотя в случае данного договора это практически синонимы.

(2.28.2) – в машине может вестись видеонаблюдение, (2.28.7) – без получения дополнительного согласия могут списывать с вашей кредитной карты ЛЮБЫЕ ДЕНЬГИ (да, в договоре они красиво называются разными словами, но по факту, да еще и с учётом пункта о согласии клиента на оценку ущерба Деликом, тут нет большого преувеличения).

Штрафы

Ну и наконец куда же без штрафов (подразумеваются штрафы в гражданском порядке в адрес Делимобиля за плохое исполнение обязательств)!

Пункт 5.4 устанавливает, собственно, систему штрафов, закрепляет вашу готовность платить как штрафы, так и компенсировать все сопутствующие убытки (например, простой машины в ремзоне и упущенная вследствие этого прибыль).

Приятный бонус: за одну аварию больше 150 000 руб. суммарно с учётом ВСЕГО (!) с вас не возьмут (5.5).

Однако эта радость не распространяется на следующие случаи:

  • не сообщил об аварии, скрылся с места ДТП и подобное;
  • ехал пьяным или сам сломал телеметрию в авто;
  • сам своими руками бил машину;
  • дал кому-то порулить или уехал за пределы Московской области;
  • и, в конце концов, если повреждение машины возникло в связи с выездом на встречку / проездом на красный / разворотом в неположенном месте – а ведь, как известно, все повреждения больше чем на 50 тыс. рублей возникают как раз в результате подобных действий.

Поэтому можно смело сказать, что щедрости Делимобиля нет никакой, они банально переложили мелочь из одного кармана в другой.

(5.10.1, 5.10.2) Клиент за повреждения машины/угон, полученные/произошедший не по его вине, не отвечает. Правда только если сам принесет соответствующую бумагу из милиции или суда. Ну а поскольку никто в полиции или уж тем более в суде вам такую бумагу не даст, то сосите лапу и продолжайте наблюдать, как с вашей карточки Делимобиль «безакцептно» списывает бабло.

(5.11) «Клиент обязан оплатить суммы, выставленные ему Арендодателем, независимо от того, были фактически оплачены суммы административного штрафа, выставленные Арендодателю или собственнику ТС, или нет. После оплаты Клиентом данных сумм, Клиент освобождается от каких-либо претензий от Арендодателя или собственника ТС по поводу соответствующих штрафов, назначенных Арендодателю или собственнику ТС штрафов.»

Ага, а потом собственник машины пойдет в ГАИ, представит доказательства, что машина в момент совершения нарушения была за клиентом, ГАИ снимет штраф с собственника машины, возбудит административное расследование, привлечёт к ответственности уже клиента… А клиент-то уже бабло Делику заплатил… Но деваться-то некуда, теперь уже государственный пристав с несчастной кредитки клиента «безакцептно» снимает в пользу государства эти же 500 рублей.

Говорите – преувеличиваю? Возможно, и так, но мы же смотрим только на договор, а не полагаемся на хороших ребят из каршеринговой конторы. Они все хорошие, пока бизнес идет, а потом начинается «форс-мажор», примерно как у ВИМ-Авиа, продававшей билеты на заведомо неосуществимые рейсы.

Собственно, на этом моменте я уже читать этот договор добровольной кабалы не мог и не хотел. Там потом вас обяжут компенсировать убытки, если угон произошел во время вашей сессии аренды – да, да, при буквальном прочтении все того же (5.11, посл. абзац) именно это и следует!

(5.21) Обратите внимание, лютый штраф за парковку на газоне, 100 000 рублей (снизят при условии, что будете бегать по инстанциям), (5.27) – уже упомянутая мною выше компенсация простоя авто, недополученной прибыли и (5.28) – вишенка на торте – 10% комиссии прибавляйте к любым платежам в пользу Дели, кроме аренды и брони авто, это так называемый административный сбор.

Итоги

Собственно, что тут сказать: бизнес оберегает свои риски за счет клиента. Я не против этого. Cам был в бизнесе – это норма. Но точно так же в порядке вещей не заключать кабальные договора, посылать бизнес на три буквы, торговаться, выбивать более приемлемые условия – чтобы потом не сидеть у разбитого корыта с огромными долгами из-за херни вроде старого «Соляриса».

P.S. Да, у Дели есть тариф «Все включено» (отличие от «Базового» с ходу понять очень сложно, на сайте разница вообще не прописана, или я ее не заметил – браво, маркетологи). За цену на 40% выше обычной вы будете ездить на том же Солярисе и вся ответственность по ДТП будет ограничена 10 000 рублями. И еще не всем этот тариф одобряют. Ну окей, круто, только можно я тогда себе таксишную Ешку закажу?

Если вы хотите написать в блог каршеровода, свяжитесь с нами.


Если вы хотите писать блоги, свяжитесь с нами по почте. Если вам нужна помощь с блогом, напишите Polly Volkova в нашем телеграм-чате.

Правила сообщества
  • будьте вежливы, уважайте участников;
  • старайтесь оставлять информативные, полезные и интересные комментарии;
  • соблюдайте действующее законодательство;
  • мы не приветствуем размещение промокодов и рекламы;
  • вы тоже можете стать автором или участником проекта и продвигать свои промокоды;